Творчество Мольера. Анализ одной из комедии Мольера
Мольер выходец из богатой, образованной семьи. Когда Мольеру было 15 лет. Отец настоял, чтобы тот отправился в Сарбону. Мольер окончил журфак успешно, но когда ему было 19, в его жизни произошел очень крутой поворот, он «заболел» театром. В Париже гастролировал театр из провинции. Мольер ушел из дома и на 10 лет и остался в провинции. Представления давались то в помещении гумна, то в рыцарском зале, то еще где-то. В Париж Мольер вернулся под 30 лет. Постепенно Мольер стал писать пьесы, комедии, сам играл как комичный актер. Одной из самых ранних комедий была «смешные жеманницы» — комедии-уроки, характеры для первых лет пребывания Мольера в Париже (урок женам и урок мужьям), в том же русле написана комедия «Жорж Данден». Ее герой разбогатевший фермер, человек относительно молодой и честолюбивый, решил жениться на дворянке любой ценой. И он осуществляет свою мечту. Обедневшая дворянка выходит замуж за состоятельного Жоржа.
Не выйдя замуж она принимает сводить счеты с Жоржем Данденом — он для нее невежа, невежда: она выговаривает мужу свое недовольство и полагает, что должны иметь возмещение за жертвы любовники. Она наставляет рога мужу в любом удобном случае. По-особому рисуется образ главного героя. Это человек, склонный к саморефлексии: он прежде всего винит самого себя. Это делает его одновременно уязвимым, несчастным и повышает отношение читателя к герою. «Ты сам этого хотел, Жорж Данден».
Особое место в творчестве Мольера занимает «Амфитрион». Муж Алкмены (матери Геракла). Никто не посягает на ее честь и красоту, была верной женой. Зевс влюбляется в Алкмену и решил, что она должна принадлежать ему. Зевс принял облик Амфитриона. Комедия «Амфитрион» была произведением одновременно галантной и двусмысленной: в ней в образе находчивого Зевса был изображен Людовик 14. Король был польщен этим произведением, и эта комедия шла. В первые годы своего пребывания в Париже Мольер и его театр пользовался симпатией короля, король бывал на представлениях, особо любил комедии-балет.
Например, «Мнимый больной» — главный герой это человек, у которого есть только одна хворь — немыслимая мнительность. Он целый день умирает без вреда для здоровья. Понимает, что это притворство, только служанка. Она догадывается, как можно излечить мнимого больного одним разом: его надо посвятить в восточные доктора. В конце комедии в комнату больного входит целая группа лекарей, они вооружены профессиональным оружием — пинцетами. Вся эта гвардия танцует и поет, посвящая больного в клан та-то-ши, т. е. в просвещенные доктора. На макароническом языке — фр.+лат. Эти танцы и были комедии-балеты. Век Людовика 14 был веком балетов, достаточно своеобразного. В этих балетах танцуют король, королева, принцы, послы. Придворные созерцали.
Благоволение короля было так велико, что дважды был крестным отцом детей Мольера, выделяя сумину, но дети Мольер а не выживали.
В 70-е гг. королевскому благоговению пришел конец, это связано с комедией «Тартюф». Когда вышла первая версия, последовал немедленный запрет. В комедии увидели сатиру на авторитет церкви. Второй вариант тоже не прошел последовал запрет. И для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность труппы пишет комедию «Дон Жуан» за 40 дней, затем создает третий вариант «Тартюфа».
Мольер умер практически на сцене: выступая в роли главного героя «Мнимый больной» и доиграл спектакль, боли были подлинными, а после занавес закрыли и его перенесли в его дом. Не могли найти ни одного священника, чтобы Мольер исповедался, когда же священник пришел, Мольер уже умер. Исходя из этого, церковь отказалась хоронить его на кладбище, его похоронили на кладбище, но не священной земле.
Безусловно Мольер знал мифы о нем, но его версия очень сильно отличается от произведения испанского драматурга. Это произведение во многом очень смело расходится с поэтикой, принятой классицизмом. В комедии «Дон Жуан» герой получает совершенно иной характер. Своего героя Мольер делает своим современником, французским аристократом 2 половины 17 века, человеком гордым, смелым, независимым, предельно эгоистичным. И в первой части Д. Ж. пренебрегает чужим мнением, он настолько высокомерен и презирает всех вокруг, что ему абсолютно безразлично, что о нем думают и говорят.
Дон Жуан тип гедониста (главным содержанием является удовольствие от жизни). Достижение труднодостижимых целей заведомо становится женитьба Д. Ж. Д. Ж. честь по чести идет под венец вместе с молодой девушкой, которую он выкрал и монастыря (что крайне осуждалось), но на следующий день забывает о своей новой невесте. Но у жены есть братья, которые считают поведение Д. Ж. оскорбительным и хотят отомстить ему. И Дон Жуан убегает из замка со слугой на корабле, случайно оказываются в рыболовной деревушке. Там он начинает ухаживать сразу за двумя девушками местными крестьянками. На постоялом дворе он узнает о том. Что здесь его преследователи. Кульминация — сцена на лесной дороге, где он встречает нищего, он просит милостыню ради Христа и получает несколько су (самых мелких монет), Д. Ж. достает золотую монету и обещает отдать ее если тот побогохульствует, но то отказывается. До встречи с нищим Дон Жуан оказывался победителем.
1 акт начинается с разговора двух слуг: дворецкий и Сганарель, они безбожно хают своего хозяина. Затем происходит разговор между Сганарелем и Д. Д.. Сганарель пытается прямо в глаза высказать осуждение хозяин. Но причины своего осуждения, доказательства привести не может. А Д. Ж. очень последовательно и рационально объясняет свой образ жизни. Он умен, красноречив, циничен, целен и внутренне непротиворечив. После встречи с нищим в Д. Ж. происходят перемены. Он претерпевает эволюцию, становится ханжой, двуличным, омерзительным (надевает маску человека живущего по правде, изображает из себя христианина, изображает любящего сына). Прежнее неприятие общества сменятеся лояльностью. Эту лживость Мольер Д. Ж. не прощает. Характерно, что заканчивается пьеса традиционно. Нравоучение не лобовое. Сганарель над «могилой» Дон Жуан бегает и причитает о своем жалованье.
Творчество Мольера. Анализ одной из комедии Мольера