Творчество Н. М. Карамзина и представителей его школы
Творчество Н. М. Карамзина и представителей его школы явилось важным этапом в развитии русской литературы: Карамзин глава русского дворянского сентиментализма.
Следует четко представить то новое, что внес сентиментализм в художественное познание русской действительности; изображение «обыкновенного» человека как главного героя произведении, интерес к внутреннему миру изображаемого персонажа (так называемый «психологизм» ), построение сюжета на основе ситуаций » будничной» жизни частных людей, внимание к нравственному миру представителей крестьянства, обогащение новыми жанрами (повесть-» путешествие», «камерная лирика» ), дальнейшее сближение литературного языка с живой разговорной речью, в результате чего стало возможным создание особого поэтического стиля в лирических жанрах. Идеология Карамзина претерпела известную эволюцию» от либерально-просветительской ориентации на общечеловеческий идеал добра, справедливости, гуманности и желания быть «другом человечества» к отрицательному отношению к революционным событиям во Франции и далее к охранительной публицистике в «Записке о древней и новой России».
О дворянском характере его патриотизма свидетельствует статья «О любви к Отечеству и народной гордости». Литературно-теоретическую платформу Карамзина раскрывает очерк «Что нужно автору?», а также ряд статей, заметок в «Московском журнале» и «Вестнике Европы», которые он редактировал.
«Письма русского путешественника» кроме литературного и познавательного значения дают богатый материал для раскрытия политических взглядов писателя в первой половине 90-х годов XVIII века. Важное место в истории русской литературы занимают повести Карамзина как с точки зрения разнообразия идей и образов» так и в плане стилистического новаторства. Современная жизнь и далекое историческое прошлое, Европа, Скандинавия, Испания — все дано в повестях Карамзина с богатой предметной детализацией и внешним правдоподобием. Проза Карамзина определила разные тенденции в русской литературе начала XIX века; у его последователей — сентименталистов она способствовала развитию условно-чувствительной слезливости, но, с другой стороны, — имела большое значение для становления реалистического психологического романа (ср. неоконченный роман Карамзина «Рыцарь нашего времени», очерк «Чувствительный и холодный» ).
Особое значение для развития раннего русского романтизма имела лирика Карамзина, в частности созданный им образ поэта-мечтателя, замкнувшегося в своих грезах и интимных впечатлениях. Изысканно изменчивые и преисполненные намеков настроения автора бывают вызваны «сладчайшими» чувствами дружбы, любви или возвышенно-углубленным созерцанием природы. Карамзину принадлежит заслуга в создании «нового слога» в прозе и поэзии на основе сближения книжного стиля с разговорной речью светского общества, что определило дворянскую ограниченность его реформы языка художественной литературы.
КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Обязательная литература Батюшков К. Н. К Дашкову, Тень друга. Давыдов Д. В. Бурцеву, Приглашение на пунш, Современная песня. Одоевский А. И. Струн вещих пламенные звуки… Языков Н. М. Пловец, Баратынский Е. А. Разуверение, Последний поэт, Предрассудок, он обломок.», Приметы, На посев леса. Козлов И. И. На погребение английского генерала сира Джона Мура («Не бил барабан» ), Вечерний звон. Кольцов А. В. Лес (посвящено памяти А. С. Пушкина), Дума сокола, Разлука. Дополнительная литература Батюшков К. Н. Мои пенаты, Умирающий Тасс, Из греческой антологии, Есть наслаждение и в дикости лесов… Глинка ф. Н. Узник, Москва. Кюхельбекер В. К. Участь русских поэтов. Полежаев А. И» Песнь пленного ирокезца. Б е с т у ж е в-М арлинский А. А. Вечер на бивуаке, Баратынский Е. А. Истина, Последняя смерть, На смерть Гете, Пироскаф. Белинский В. Г. О русской повести и повестях Гоголя Сочинения Александра Пушкина (статьи 2-я и 3-я).
Творчество Н. М. Карамзина и представителей его школы