Все творчество поэта, прозаика, публициста Сергея Александровича Баруздина проникнуто огромным чувством ответственности за коммунистическое воспитание ребенка. Для многих произведений писателя характерно то, что, сохраняя свою так называемую возрастную специфику, они в то же время часто воспринимаются двухадресно. Такой двухадресностью отмечен, например, его автобиографический роман «Повторение пройденного», который был издан сначала для взрослых, а позже для детей.
С. Баруздин рано увлекся поэзией. В творческой судьбе юного поэта все складывалось на редкость удачно: стихи печатались в «Пионерской правде», «Пионере», «Дружных ребятах». Но началась война, и изменилась вся жизнь.
Осажденная Москва, работа в типографии, уход на фронт, служба в артиллерийской разведке — это только отдельные факты биографии. А за ними — глубокая духовная жизнь, раннее повзросление, вызванное жестокой необходимостью военного времени. На фронте С. Баруздин стал кандидатом в члены партии.
И когда писатель вернулся к мирной жизни, за плечами у него оказалось так много пережитого и пройденного, что его с полным основанием можно было причислить к той доброй армии «бывалых людей», о пользе прихода которой в литературу часто говорил А. М. Горький.
Первое послевоенное десятилетие — период овладения писательским мастерством, поиски своей темы в искусстве. С. Баруздин заканчивает Литературный институт имени А. М. Горького, печатается во взрослых и детских издательствах: «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Детская литература». Дорога Баруздина в детскую литературу пролегала рядом с дорогой в литературу взрослую. Это особенно чувствуется в произведениях с военной и морально-этической тематикой: «Повесть о Елке», «Какое оно, море?», «Только не завтра», «Верить и помнить». В этих произведениях для ребят школьного возраста нет глухой стены между взрослым и детским миром, но нет и размывания границ между взрослой и детской литературой.
Есть поиск новых художественных возможностей в создании и разработке характеров, в обрисовке взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Поиск Сергея Баруздина связан не только с произведениями для ребят школьного возраста, но и с повестями, рассказами, стихами для дошкольников.
Первая часть — «Большая Светлана» — рассказывает о трехлетней девочке, которая живет в Москве, на Петровке. Повесть состоит из маленьких глав-рассказов, композиционно самостоятельных, но объединенных развитием характера общей героини — Светланы. Остроумные и поучительные, эти прозаические миниатюры читаются легко и прочно запоминаются ребятами.
Все впервые для героини повести. Вот она встретила собаку и покрепче уцепилась за папину руку . А вот первая правда, сказанная Светланой сознательно, наперекор собственному желанию спрятаться от ответственности. Дело было за обедом, когда стали выяснять, кто виноват в том, что разбита тарелка. Может быть, она сама разбилась?
И вот тут-то девочка не выдержала. «Вот и неправда,- вдруг тихо сказала Светлана.- Тарелки сами не бьются. Это… это… я… ее нечаянно разбила» . В одной из глав рассказывается о том, как Светлана начинает понимать, насколько важно помогать взрослым. И, главное, интереоно!
Девочка приходит к выводу: «Время летит быстро, а работа идет еще быстрей» .
Вторая часть трилогии — «Светлана-пионерка» — сосредоточивает внимание читателя на морально-этических вопросах. Светлана-третьеклассница убеждается в важности бережного отношения к окружающим ее людям. Если сначала ей кажется, что не обязательно извиниться, толкнув старика на лестнице , то позже она чувствует необходимость помочь незнакомому человеку.
И она совсем не считает, что совершила что-то особенное. «Я ничего не сделала… Просто «скорую помощь» вызвала»,- растерянно сказала Светлана». Автор подмечает эту растерянность девочки, не ожидающей похвалы за добрый поступок, смущенной общим вниманием.