Творчество Пришвина в советские годы
Какое-то время писателю казалось, что только на руссоистских началах можно отыскать утраченную социальную гармонию. Творчество Пришвина в советские годы — это медленное, но верное поступательное движение к прозе большой общественно-философской насыщенности. В этот период писатель не только закрепляет успех в таких оригинальных жанрах русской прозы, как очерково-беллетризованное эссе («Родники Берендея», 1925, например) и лирико-философская миниатюра, создателем которых он по существу и явился, но и впервые обращается к произведениям крупной прозаической формы.
Лирико-философское начало, искони присущее пришвинскому очерку и миниатюре, усиливается в его романах. Как это и свойственно лирической прозе, книги Пришвина отмечены ослабленной фабульностью, обилием отступлений и авторских размышлений, известной мозаичностью композиции. Но это не значит, что романы и повести его не отличаются единством и цельностью действия. Дело в том, что законы построения пришвинских произведений отличны от обычных приемов романного сюжетосложения. Кроме того, развитие темы определяется зачастую фольклорными принципами. В произведениях Пришвина нередки сказочные зачины: «Так было», «Была-жила елочка», «Было это в Усолье» и т. п. Однако дело не только в них.
Начиная с ранней книги «За волшебным колобком», построенной структурно и образно на основе традиций русской сказки, фольклорные принципы станут доминировать и в последующих крупных произведениях художника. Таковы, например, роман «Кащеева цепь», лейтмотив которого навеян миром русской сказки «Корабельная чаща».
Символика пришвинских произведений восходит либо к миру сказки, либо к миру природы. Так, в «Корабельной чаще» борьба людей за правду раскрывается с помощью контрастного образа света и тени.
Творчество Пришвина в советские годы