Творчество украинского новеллиста Василия Стефаника
Творчество непревзойденного украинского новеллиста Василия Стефаника подавалось соцреалистической критикой в таком виде, что возникает неотложная потребность пересмотреть старые штампы и схемы. Писателя насильственно втискивали в идеологизированные рамки, которые были для него или тесноватые, или слишком пространственные. Препарированный таким способом писатель был просто непонятным для учеников. До этого нужно прибавить, что часто и сами учителя не понимали его творчество, не чувствовали красоту и неповторимость его художественного стиля, своеобразия языка. А вот что писал о языке автора «Новости» Богдан Лепкий в воспоминании «Василий Стефаник»:
Это был его индивидуальный язык, не изученный в школе, не усвоен из книжек, не подобный современному языку. Его собственный, из Русова родом, из тамошней земли, из тамошних людей…
Иногда оторванное слово бросил, то снова такой вопросительный знак поставил или восклицательный, которого ты будто никогда и не слышал. Голос не подносил… но говорил очень выразительно, — каждое словцо слышалось, каждое движение мысли в словах и между словами.
Не был он и мрачным пессимистом, как часто судят из его творчества: Стефаник бросал свои замечания, обычно меткие и не лишенные остроты. Острота имела непринужденный естественный и быстрый характер. Сказал как бритвой резанул. Жалко, что никто не списывал тех стефаниковских острот. Были они одной из характеристических примет его нрава.
Не могли тогдашние учителя достойно раскрыть богатство литературного наследства этого художника слова детям. Поэтому, понятно, почему среди молодежи и до сих пор бытует мысль, что Стефаник достаточно-таки второстепенная фигура в украинской литературе. В действительности же он был большим и неповторимым художником слова.
К своим произведениям относился чрезвычайно придирчиво и требовательно:
Стефаник не писал легко, ни скоро, — отмечал Б. Лепкий.- Долго носился со своими литературными замыслами, вынашивал их. Он не любил перечеркивать написанного, дописывать производить и выглаживать. Напишет предложение, прочитает, и как оно ему не нравится, то порвет и бросит. Пишет заново, пока не выйдет страница такая, как он хотел, такая, что на ней ни выбросить ничего, ни прибавить, ни даже переставить нельзя.
Немало усилий приложила советская критика, чтобы исказить настоящее политическое лицо автора неповторимых новелл и сделать его чуть ли не глашатаем коммунизма.
В свое время поднялось много шумихи по поводу того, что правительство прежней УССР назначило Стефанику персональную пенсию. Действительно, было такое в 1928 году, по случаю 25-лиття литературной деятельности. Однако сообщалось об этом факте как-то скупо и не рассказывалось до конца, какой была судьба этой пенсии. Не раскрыл, этот вопрос своим юным читателям и учебник из украинской литературы для 10-го класса, который вышел в свет в 1992 году и за которым учатся ученики и до сих пор. Вот какая информация дана в нем на странице 258: «Правительство УССР назначает писателю пожизненную пенсию». Прочитав такое, старшеклассники делают закономерный вывод о том, что «партия и правительство» незаурядно заботились о родной культуре, расцвете красного писательства и быте украинских художников.
В действительности писатель не нуждался в этой подачке от правительства, к которому он никогда не чувствовал никаких симпатий. На Украине Надднепрянщины было немало писателей, которые больше чем Стефаник нуждались в материальной поддержке. Однако правительство о них не только не заботилось, но и преследовало, отправлял в северные концлагеря. Персональную пенсию он выделил Стефанику из чисто пропагандистских соображений.
Автор «Синей книжечки» занимался сельским хозяйством, от которого имел вполне достаточно прибыли, чтобы жить безбедно и иметь возможность время от времени выезжать за границу. Несколько имел Стефаник и от врачебной практики. Словом, персональная пенсия имела для писателя больше символическое значение, чем практическое. Хотя следует сказать, что он ценил ее как проявление внимания Великой Украины к галицкому писателю, который всегда стремился видеть свою родину неделимым, соборным государством.
В 1963 г. я посетил Стефаниковые места. Побывал в волшебном Русове, постоял около могилы писателя, осмотрел его музей. Запомнилась небольшая картина, которая украшала один из его залов. Сутулый, седой дедушка, стриженый под ежика, стоит на углу дома, всматриваясь туда, откуда пробивается солнце. Здесь же известные слова, сказанные писателем во время празднования 30-летнего юбилея его литературной деятельности.
Посетителей, которые мало знали о творчестве Стефаника и страшные события 20-30-х годов в Украине, картина и слова писателя под ней трогали. Однако были другие люди, которые имели взгляды на биографию писателя и его творчество, что не совпадали с официальным мнением эпохи тоталитаризма.
Распростившись с живописным Русовом, я добрался в Снятин. В уютном скверике, где я решил отдохнуть, сидел пожилой уже мужчина, совсем седой, но по-молодецки бодрый. Типичный галицкий интеллигент. Он подошел ко мне, поздоровался. Разговорились. Оказалось, что оба мы педагоги. Следовательно, имеем что сказать друг другу.
Мой собеседник, узнав, что я только что из Русова и побывал в музее Стефаника, заметно оживился. Доброжелательная улыбка осветила лицо. Но когда узнал, что мне все в музее понравилось, помрачнел, вздохнул трудно и заговорил…
Я узнал от старого учителя, что Стефаник весьма негативно относился к Ленину, к его опасному эксперименту. Голодомор на Украине переживал чрезвычайно болезненно и в знак протеста отказался от персональной пенсии, которую ему назначило правительство УССР. Об ужасающем голоде 1932- 1933 годов в Украине Стефаник хорошо знал. Вся Галичина была встревожена слухами, которые проникали через границу из Восточной Украины. И хоть польские пограничники пристально следили за многочисленными перебежчиками, однако отдельным смельчакам удавалось прорваться из Большой Украины в Галичину и поведать людям о той ужасной трагедии, которая произошла на Надднепрянщине.
Творчество украинского новеллиста Василия Стефаника