Учебное исследование по литературе как вид работы
Лето — отличное время для планирования будущего учебного года. Нужно прикинуть раскладку часов, продумать логику построения курса в том или ином классе, подготовить дидактический материал, кое-что почитать, освежить в памяти. Особое внимание стоит уделить системе подготовки к будущим экзаменам. Сегодня мы поговорим о таком важном ее аспекте, как подготовка учащимися исследовательских работ. С введением профильной школы эта форма работы прочно занимает свое место не только в гимназиях и лицеях, но и в обычных общеобразовательных школах.
Исследовательская работа должна вестись учеником, ориентированным на экзамен, в течение всего года, поэтому учителю, который будет этой работой руководить, стоит продумать стратегию и тактику ее ведения заранее.
Предлагаем вашему вниманию два материала на эту тему, подготовленные нашими школьными редакторами. Разные и по форме, и по методическим подходам, в одном важном аспекте они похожи: эти материалы нацелены на конкретную помощь школьному учителю. Публикуем также одну из присланных в редакцию исследовательских работ учеников.
Надеемся, что этот блок материалов откроет важную и пока еще не очень разработанную методикой тему, пригласит к спору и совместным размышлениям многих коллег.
Известно, что интеллектуальный потенциал школьников в полной мере развивается, если они приобретают знания в ходе самостоятельной деятельности, то есть учатся обрабатывать информацию и добывать знания.
В связи с этим в Государственный образовательный стандарт по литературе для старших классов гуманитарного профиля включена учебно-исследовательская работа в качестве обязательной.
Учебное исследование школьника — это шаг будущего студента к выполнению диплома . Состоявшийся филолог, возможно, займется научно-исследовательской работой, напишет диссертацию .
Школьное исследование как начальный этап научной деятельности старшеклассников не может полностью соответствовать указанным работам. Вместе с тем в нем должны сохраняться характерные признаки теоретического исследования. Это самостоятельная работа научного характера с обзором литературы, определением проблемы, ее решением и аргументацией.
Начинается она с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.
Объем и содержание материала, подлежащего исследованию, должны соответствовать возрасту учащихся и Государственному образовательному стандарту по литературе и действующим программам, что облегчит итоговую аттестацию ученика, то есть принесет ему практическую пользу. Не стоит выдумывать замысловатые, не связанные с Государственным стандартом темы как средство борьбы со списыванием. Лучше показать ученику, выбравшему филологическую науку, различие между использованием источников и списыванием.
В список литературы, который прилагается к исследованию, включаются основные литературоведческие и критические работы, отражающие своеобразие трактовок художественных произведений. Можно обращаться как к текущему учебному материалу, так и ранее изученному в основной школе с целью повторения и освоения его на более глубоком уровне.
Темы могут быть связаны с исследованием жанровых и других художественных особенностей произведения, с выяснением авторской позиции, со сравнением произведений , литературных явлений и опираться на анализ текста художественных произведений.
Правда, не стоит давать темы на сравнение переводной литературы с оригинальной русской. Правомерным и полезным будет сравнение произведения зарубежной литературы на соответствующем языке: английском, немецком, французском и др. с русскими переводами. Можно сопоставить, например, два перевода с оригиналом.
Вслед за выбором темы, уточнением ее формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает ее и конспектирует. Обращаться к информационным ресурсам Интернета нужно с обязательной ссылкой на источник. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументированно доказать ее решение.
Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и дает школьная работа.
Если к диссертационному исследованию предъявляется в качестве обязательного требования научная новизна , то в учебном исследовании школьник может , но не обязан делать научных открытий. Знания, не являющиеся новыми в области научного познания, для него являются «новыми», поэтому понятие «новизны» не включается в школьное исследование. Ученик выбирает близкую ему точку зрения и на ее основании решает поставленную проблему.
Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.
Примерная структура и содержание ученического исследования.
Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить. Основная часть: дается обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, дается описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении . Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.
Так, своим содержанием и структурой учебно-исследовательская работа школьника отличается от Сочинения и реферата , а также от учебного проекта — работы, основанной на выполнении практического задания, которое ученик выполняет самостоятельно под руководством учителя, четко планируя свою деятельность и применяя необходимые знания из разных областей наук. Примерными темами для учебного проекта могут стать такие, как: «Круг чтения моих сверстников», «Речь современной молодежи», они могут быть связаны с литературным краеведением, например с фольклорной экспедицией, и т. п.
Учебное исследование в старших классах профильной школы — это не простой вид работы для учащихся. Но нельзя не согласиться с проводившейся в программах классических гимназий XIX века мыслью, что всякое основательное учение способствует становлению скромности, «а скромность есть первый признак истинного просвещения».
Учебное исследование по литературе как вид работы