Урок — Беседа по содержанию стихотворения «Крестьянские дети»
Учитель. Можете ли вы ответить на вопрос, который стоит перед стихотворением: почему отрывок из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» помещен в учебнике после рассказа Железникова?
Дети. — Потому что эти два произведения похожи: они рассказывают о маленьких детях, которые выполняют ответственную работу.
В них герои похожи тем, что выполняют важную работу.
Мальчики хоть и маленькие, но отцы поручают им ответственную работу.
Учитель. А теперь давайте прочитаем стихотворение вслух и поговорим о его героях.
2. Чтение стихотворения с его анализом
Учитель. От чьего имени написано стихотворение? Ученица. От имени автора: «Я из лесу вышел», «гляжу».
Учитель. Прочитайте начало стихотворения: о чем оно? Дети. — О зиме.
— О зимней поре.
Учитель. Мы уже с вами говорили о роли пейзажа в художественных произведениях. Давайте найдем слова, описывающие зимнюю пору, и подумаем, случайно ли Некрасовым дан образ природы. Какая здесь зима?
Дети. — «Студеная».
— «Сильный мороз».
— Автор показывает суровую зиму, чтобы сказать, что и
В такую пору крестьянские ребятишки не сидят дома, а по
Могают взрослым.
Учитель. А теперь давайте прочитаем, как автор описывает героя.
(Дети читают следующие шесть строчек и отвечают на вопросы:
Как вы себе представили эту картину? А главного героя?
Во что он был одет? Почему ему было все велико?
А почему автор его называет так странно: «мужичок», а не «мальчик», например?
А как вы поняли реплику автора: «а сам с ноготок»?
Почему автор употребляет такие слова: «И, шествуя важно, в спокойствии чинном…»?
Почему герой вел себя так важно? Чем он гордился?
А работа, которую выполнял мальчик, была легкая? Из чего вы сделали вывод?)
Учитель. А теперь прочитаем разговор автора с маленьким героем.
(Ребята прочитывают текст до конца и отвечают на следующие вопросы:
Как автор обращается к нему? А как герой ему отвечает?
Как вы думаете, обиделся ли автор на грубые ответы мальчика? Почему?
А как бы вы объяснили и важность и невежливость героя в разговоре с автором?
Как автор относится к своему герою? Выберите из «Словаря отношений» подходящие определения: снисходительно, насмешливо, уважительно, презрительно, с жалостью, ласково. А в тексте найдите доказательства авторского отношения к мальчику.
За что уважает великий русский поэт крестьянского мальчика?)
Учитель. В стихотворении Некрасов рассказывает об одном крестьянском мальчике. А почему же в названии слово употреблено во множественном числе: «дети»? Какой смысл вкладывает поэт в это название?
Дети. — Наверное, автор хотел рассказать, что жизнь всех крестьянских детей была такая же, как у этого мальчика.
— И что все дети крестьян с малых лет приучаются к
Тяжелому труду.
— И выполняют его наравне со взрослыми.
Учитель. А теперь найдите в тексте строчки, в которых
Поэт Некрасов словами героя объясняет необходимость мальчику с ранних лет заниматься тяжелым крестьянским трудом.
(Учащиеся читают:
«Семьято большая, да два человека Всего мужиковто: отец мой да я…»)
Учитель. А теперь попробуйте придумать другое название стихотворения, в котором бы отражалась главная его мысль. Можете озаглавить своими словами или взятыми из текста.
(Ребята придумывают:
«Встреча с мальчиком».
«Маленький труженик».
«Помощник отца».
«Маленький помощник».
«Маленький крестьянин».
«Мужичок с ноготок».)
Учитель. А какое из этих заглавий вам больше нравится?
Дети. «Мужичок с ноготок».
Учитель. А ведь именно так и назван отрывок во многих других книгах по чтению прошлых изданий. Называя мальчика «мужичком», автор подчеркивает, что именно из таких детей и вырастают настоящие мужчины.
3. Чтение стихотворения по ролям
Учитель. А теперь подумайте, как лучше прочитать этот текст: одному человеку или нескольким? Почему?
Ученик. Я думаю, что текст лучше прочитать по ролям, потому что здесь есть диалог.
Учитель. Давайте попробуем. Сейчас вы разделитесь на группы по три человека и подготовьте чтение текста по ролям: выделите слова автора, подберите интонацию для исполнителей, попробуйте войти в их образы.
(Учащиеся самостоятельно готовятся в группах, а затем читают текст по ролям. Проводится коллективное обсуждение и оценка исполнения.)
Домашнее задание. Подготовиться к инсценированию стихотворения.
Урок — Беседа по содержанию стихотворения «Крестьянские дети»