Урок-дискуссия по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Человек. Семья. История
Ход урока
1. Введение.
— Почему мы обращаемся к роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»?
— Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?
— Какую форму урока лучше выбрать?
— Вспомним правила проведения урока-дискуссии.
2. Определение темы дискуссии, главных проблем, над которыми будем работать. Предложим ученикам высказывания исследователей творчества Булгакова и самого писателя.
«Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории» .
«Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе: Дом, родину, семью» .
«И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая гвардия» — упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение русской интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии» .
3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования.
В результате обмена мнениями приходим к теме «Человек. Семья. История» и следующим проблемам для исследования:
А) отношения «человек — человек»;
Б) отношения «человек — семья — дом» ;
В) отношения «человек — время — война» ;
Г) отношения «семья — время — война» ;
Д) отношения «человек — семья — вечность».
4. Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы, интересующий их, и распределиться по группам для работы.
5. Работа в группах: накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию.
6. Собственно дискуссия .
А) Отношения «человек — человек». Выступающие отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми — искренность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.
Б) Отношения «человек — семья — дом». Прежде всего объясняется само понятие «дом». Дом — жилище, дом — семейные устои, дом — традиции, дом — духовный мир, дом — отечество, дом — мироздание.
Особенности дома Турбиных , притягивающие к нему людей.
В) Отношения «человек — время — война». Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать?
Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.
Идет разговор об офицерах Белой гвардии, «показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди — хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде — с очевидным сочувствием» . Особо отмечаются Най-Турс, Малышев.
Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.
Г) Отношения «семья — время — война». Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова, как и для Л. Н. Толстого, «равноценны» в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики.
Что несут Турбины во внешний мир? И что мир дает им?
Особое внимание учащиеся уделяют Елене, ее отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни.
Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это «неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых» .
Д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым , настоящим и будущим . Начало и конец романа — что относится к этим пластам?
Последняя запись на печке: «Я взял билет на «Аиду»». Почему?
Далее разговор идет о символах романа. Святой Владимир с крестом. Звезда — символ надежды.
Символы цвета.
Главный вопрос: в чем видит Булгаков спасение?
Финал романа открыт — он приглашает читателя к дальнейшим размышлениям.
7. Заключение.
Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? («Вопрос о свете и покое. Тему дома.
Связь частного лица и истории. И связь неба и земли». И. Золотусский.)
8. Рефлексия.
Урок-дискуссия по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»