Урок для 11 класса на тему «Колебания и волны»
«Колебания и волны»
11 класс.
Пояснительная записка
Образовательный модуль предназначен для учащихся 11 класса. Программа сопровождает материал, изложенный в учебнике физики для 11 класса авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева. Н. Н. Сотского.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и согласована с требованиями государственного стандарта Образовательный модуль дает возможность обучающимся, изучающим физику на базовом уровне /2 часа в неделю/, закрепить навыки решения задач. Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.
На занятиях решаются типовые задачи и выбираются оптимальные способы их решения, главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач.
Материал дается в соответствии с изучением тем курса 11 класса: электродинамика, колебания и волны.
Цель образовательного модуля:
Создание условий для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности.
Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
Развитие познавательного интереса учащихся, их самостоятельности; развитие коммуникативной культуры; формирование мировоззрения учащихся; развитие аналитического «мышления школьников путем решения задач проблемного и исследовательского характера.
Ознакомление обучающихся с основными тенденциями развития современной науки, способствуя тем самым развитию разносторонних интересов и ориентации на выбор физики для последующего изучения.
ЗАДАЧИ:
1. Развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи.
2. Обучать обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных навыков.
3. Способствовать развитию мышления обучающихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки.
4. Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ:
Познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации ;
Совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т. д.;
Использовать активные формы организации учебных занятий;
Развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;
Использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников;
Развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера.
Предполагаемые результаты образовательного модуля:
В области предметной компетенции — общее понимание сущности физической науки; знать основные приемы решения задач, уметь анализировать физические явления, обобщать, систематизировать теоретический материал, составлять задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения.
В области коммуникативной Компетенции — овладение учащимися формами проблемной коммуникации ;
В области социальной компетенции — развитие навыков взаимодействия через групповую деятельность, работу в парах постоянного и переменного составов при выполнении разных заданий.
В области компетенции саморазвития — стимулирование потребности и способности к самообразованию, личностному целеполаганию.
При работе по данной программе учитель использует разнообразные формы занятий: лекция, рассказ учителя, беседа, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, позволяющая шире осветить теоретический материал. Включение задач с экологическим содержанием, позволяет детям обогатить свои знания в этой области, а именно: познакомиться с проблемой взаимодействия человека с окружающей средой, с основными путями снижения нежелательных последствий этого взаимодействия.
Образовательный модуль создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества. Его программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности школьников и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей школьников. В процессе выполнения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике
Программное обеспечение модуля:
1. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С. М. Козела.
2. Физика. 1С:Репетитор.
3. Живая физика. Институт новых технологий образования.
4.От плуга до лазера. Интерактивная энциклопедия.
5.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
6.Курс физики XXI века Л. Я. Боревский.
Программа модуля
Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач./1 час./
Физическая теория и решение задач.
Что такое физическая задача? Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Общие требования при решении физических задач.
Типы задач.
Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач.
Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 3часа
Раздел 3 Электродинамика.
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Применение правила Ленца.
Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.
Решение задач.
2 КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ — 10 часов.
Раздел 4 Механические колебания и волны.
Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник. Свойства волн.
Звуковые волны. Решение задач.
Раздел5 Электромагнитные колебания.
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока. Решение задач
Раздел 6.Световые волны.
Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн.
Поперечность световых волн. Поляризация света. Решение задач.
Контрольный тест 1час.
Учебно-тематический план
Занятие | Часов | Наименование разделов и тем |
Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач.-1 час. | ||
1 | 1 | Физическая теория и решение задач. |
Что такое физическая задача? Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Общие требования при решении физических задач. Типы задач. | ||
Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач.-2часа | ||
2 | 1 | Этапы решения физической задачи. |
3 | 1 | Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. |
1 РАЗДЕЛ ЭЛЕКТРОДИНАМИКА -3часа. | ||
Раздел 3 Электродинамика 3часа | ||
4 | 1 | Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца |
5 | 1 | Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции |
6 | 1 | Индуктивность. Решение задач |
11 РАЗДЕЛ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.-10 часов. | ||
Раздел 4 Механические колебания и волны. | ||
7 | 1 | Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник. |
8-9 | 2 | Свойства волн. Звуковые волны. Решение задач. |
Раздел5 Электромагнитные колебания. | ||
10 | 1 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. |
11-13 | 3 | Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока. Решение задач |
Раздел 6. Световые волны. | ||
14 | 1 | Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы. |
15 | 1 | Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн. |
16 | 1 | Поперечность световых волн. Поляризация света. Решение задач. |
17 1 Контрольный тест |
Урок для 11 класса на тему «Колебания и волны»