Урок. Как животные готовятся к зиме. Как люди готовятся к зиме
Цель : установить причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе, жизни растений и животных, а также трудовой деятельности людей; сформировать представление о перелетных и зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к животным. Оборудование: рисунки с изображением шмеля, перелетных и зимующих птиц, ежа, белки, зайца, маски к игре «Ходит тыква по огороду».
Ход урока
I. Повторение изученного материала — Какая пора года наступает после лета?
— Назовите осенние месяцы. — Назовите признаки осени. Какие изменения произошли в неживой природе? — Когда желтеет и опадает листва? Почему это происходит?
II. Сообщение темы и цели урока — разгадайте темы нашего урока.
1) Как 5) зимы 9) к | 10) зимы 2) животных 6) Как | 3) готовятся 7) люди | 8) готовятся 4) к |
(Расшифровать и записать на доске.)
III. Объяснение нового материала
1. Как готовятся к зиме насекомые.
— Отгадайте загадку. Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто «вырабатывает» паутину?
— Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)
-На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков — красивый способ расселения. Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут — вырастут и станут тяжелыми.
— Слышна ли осенью музыка сверчков и коньков? (Нет, не слышна)
— Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков-солнышек.
— Еще летают шмели. Шмели — наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.) — Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.
2. Как готовятся к зиме птицы. — На предыдущем уроке вы были на экскурсии в лесу. Вспомните, слышали ли вы пение птиц? Уже не слышно того пения, какое летом. Почему? (Птицы начали улетать в теплые края).
— Прячутся на зиму насекомого. Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее — зерноядные и водоплавающие. А почему? — Какие птицы остаются зимовать?
— Легко ли им зимой? — Как им помочь перезимовать? 3. Как животные готовятся к зиме.
1) Отгадайте загадку. Дикий зверек, круглый, будто клубок, Колючки торчат, попробуй взять. (Еж)
— Часто ли вам приходилось видеть ежиков? Где именно? Что любят есть ежики? Полезны ли они? (Заранее подготовленный ученик детально рассказывает о ежах: какие это животные, где они распространены, чем питаются, где живут, как зимуют).
— Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество корма, ежи зарываются в опавшую листву и завертываются в непрочный клубок, впадая в глубокую спячку вплоть до марта. В это время у них очень замедляется дыхание (до 6 раз в минуту), резко снижается температура тела, падает кровяное давление, сердце делает лишь несколько ударов в минуту. Во время спячки у ежей больше, чем на треть, уменьшается масса, так как на протяжении спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью.
2) Как белки готовятся к зиме. (Учитель демонстрирует рисунок белочки и предлагает составить загадку о ней) — Где живет белка? Чем она питается? Как готовится к зиме? Интересно то, что белки очень старательно запасают на зиму корм — желуди, орехи, грибы, которые прячут в дуплах, под опавшей листвой, или развешивают на сучках деревьев. Иногда в беличьих запасах бывает до трех и больше килограммов орехов. В зимнюю спячку белки не залегают, хотя в очень лютые морозы и в вьюгу несколько дней спят.
3) Как зайцы готовятся к зиме. (Дети рассматривают рисунок зайца. Описывают его). — Заяц серый чаще всего встречается в наших лесах. В отличие от других зверей, зайцы не имеют постоянных логов, не роют нор. Питаются они чаще на зеленых посевах клевера и других многолетних трав, где находят достаточно кормов вплоть до глубокой зимы. Запасов пищи на зиму зайцы не заготовляют. Они питаются мелкими корешками, которые добывают из-под снега, сгрызают молодые поросли деревьев, кору. — а сейчас — загадка на внимательность. Кому колыбельную поет зима? Ну-ка проверь, ошибки ль нет? Зимой спят медведь, еж, Черепаха и суслик, куцехвостый Барсучок, толстощекий хомячок, Спит в земле слепой крот. Ошибку найти нам нужно! Кто из них не впадает в спячку? Решите ли задачку? (В. Бутрим) (Крот не впадает в зимнюю спячку.)
IV. Закрепление знаний И. Игра «Зимующие и перелетные птицы». Учитель называет разных птиц. Ученики аплодисментами определяют зимующих птиц. Выиграет тот, кто не ошибся. Аист, ворона, жаворонок, соловей, синица, сорока, скворец, ласточка, воробей. — Как вы поможете перезимовать птичкам? 2. Рассмотрение рисунков. — Назовите изображенных животных. Кому из них нужна ваша помощь зимой? (Рисунки медведя, мотылька, ежа, белки, дятла, аиста, си ницы и др. )
V. Осенние заботы Людей
1. Беседа. — Кому из вас приходилось быть осенью в саду?
Что делают люди в саду в начале осени? А когда подбеливают и обкапывают деревья? (Рассмотрение рисунков.) — Что делают осенью люди в поле? (Собирают урожай.)
— Какие овощи собирают люди на полях, на огородах? — Что собирают ваши родители на огородах?
Помогаете ли вы им? Расскажите. Инсценировка стиха Т. Маринчук «На огороде».
На Огороде На огороде грядок — тьма: Здесь чего лишь нет! Огурчики и помидоры, Редька и морковь — для амбара. Стали подсолнечники в ряд, Будто вышли на парад.
Посадила баба немного Зелененького гороха. Придет бабий внучек — Сорвет полноватый стручок. И картофель подрастает, Времени благоприятного ждет. Здесь — лук и чеснок, Укусишь — ухватят за язычок. Свеклы разложили листву, Как фартук бабушка Христя.
Здесь и дыны и арбузы,- Онде зреют уже они! Тыквы лежат напыщенные, Будто дед Семен — в доме. И пшеничка здесь растет, Зреет просо золотое.
Топинамбур взрос стеной — Почти вровень с головой! На все стороны пахнет укроп, Едва не лопнет спелый боб. Вот фасоль заплелась, Усом вверх потащилась. Баклажаны, кабаки Заключались на стороны.
Кукуруза расцветает, косы радушно расплетает. Цветет кое-где мачок, Будто пламя свечек.
А капуста головастая Плачет: «Где же платков набрать?». Желтый перец нос воздел, И красный засеял. Наливается редиска, Наверху — зеленая косичка. Считать уже кончил. Сколько же всего насчитал? Ну и урожай будет у бабушки в этом году!
— Что люди делают на полях, огородах, когда соберут урожай? (Перепахивают поля, некоторые поля засевают озимыми). 2. Обработка материалов учебника. 3. Ролевая игра «Ходит тыква по огороду». (Учитель раздает детям маски овощей, дети по словам песни ходят по кругу и ведут диалог.)
VI. Итог урока
— Докажите, что между животными, растениями и человеком существуют связи (на примере подготовки к зиме).
VII. Домашняя задача
1) Обработать статьи учебника.
2) Подобрать загадки об осеннем урожае.
Урок. Как животные готовятся к зиме. Как люди готовятся к зиме