Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши». Краткое изложение текста
Елена Геннадиевна Богданова
Краткое описание ресурса: Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Тип урока: урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом. Цели: Обучить анализу лирического произведения, уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, необходимых при анализе стихотворного текста. Развить устную речь, воображение учащихся.
Развивать навыки сопоставительного анализа. Развивать навыки исследовательской работы. Совершенствование навыка чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.
Воспитывать внимательного читателя. Оборудование : авторская работа — презентация, компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина, 2 часть.
Ход урока: 1.Психологическая гимнастика. О каком времени года слушали песню на перемене? Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Покажите, как дети лепят снежка, ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у Вас получились.
Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
2. Лексико-орфоэпическая подготовка. Перед Вами цитаты из стихотворений. Выберите любую строку. Назовите из какого стихотворения эта строчка. Какое художественное средство использовал автор?
Зачитайте это стихотворение наизусть. «Робкой…пушинкой Падает над городом снежинка…» «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна… «…То как зверь она завоет…» «…Летит пушистая Снежинка смелая…»
3. Работа со стихотворением К. Бальмонта «Снежинка» Знакома ли вам эта строчка. Эту строчку я взяла из произведения, которое мы будем изучать на этом уроке. Откройте учебник на с.47. какое произведение мы будем читать?
Сформулируйте цели урока, используя глаголы: Продолжить Учиться Воспитывать
Ребята, а что вы знаете об авторе? (Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта — тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет мальчик начал писать стихи.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Мы читали его произведения…. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте) И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны?
Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь почувствовать настроение этого произведения.
1. Первичное восприятие- Какое настроение возникло у вас после чтения? Какие картины представили? Послушайте это стихотворение.
2. Повторное чтение- Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем
Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки?
Какие эпитеты использовал автор еще?
Что значит «бурная дорога»?
Какие слова одушевляют снежинку? Пользуясь словарем, объясните мне значение этого слова , просится, покинула, дрожит, взметается.
С кем она дружит? Что это значит?
3. Работа с метафорой как средством художественной выразительности — С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте . Как называется это художественное средство? Что такое метафора?
Давайте проведем литературный эксперимент. Исключим метафору из текста, а вместо нее вставим эпитет. Прочитайте, что получилось?
Какая художественная роль метафоры? (автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше, чем снежинка.
4. Наблюдение за построением строф, рифмой, ритмом- Продолжим работу своими воспоминаниями о снежинке. Вы прошлом году мы учили стихотворение А. Пришельца «Снежинка». Чем похожи и чем отличаются эти стихотворения
Как называется строфа?
Назовите рифмующиеся пары в 4 и 5 строфе. Как называется такая рифма?
5. Физминутка для глаз.
6. Упражнение в выразительном чтении- Все ли строфы читаются в одинаковом ритме? Как нужно читать первую строфу?
Работа в парах — составляем партитуру 3 и 4 строфы. Что отмечаем в партитуре? Проверка.
К. Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Восклицательное предложение начинает и заканчивает предложение. Такой прием очень интересен.
Постарайтесь передать это настроение и чувства при чтении.
7. Чтение стихотворения «цепочкой» по строфе.
8. Физкультминутка. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкульт-привет!
4. Работа со стихотворение К. Бальмонта «Камыши» После отдыха, я предлагаю вам побывать… Догадайтесь где? Все обходят это место.
Здесь земля, как будто тесто. Здесь осока, кочки, мхи.. Нет опоры для ноги.
Все представляют себе, что такое болото, как оно выглядит?
1. Слушание стихотворения — Я предлагаю вам прослушать стихотворение «Камыши».
2. Что поразило больше всего в этом стихотворении. Какие чувства вы испытали, услышав это произведение? Как добился автор? Какими средствами?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю перечитать это стихотворение по строфе. 3. Чтение стихотворения.
4. Наблюдение за ритмом, построением строф.-
Как называется строфа? Какие художественные средства использовал автор, чтобы передать на это чувство?
5. Работа в группах. Проверка.
6. Наблюдение за звукописью- В этом стихотворении автор использует один интересный прием. Может кто-то обратил внимание? Поэт повторяет созвучные согласные для усиления выразительности художественной речи. Перечитайте первое двустишье.
Какой звук часто повторяется? Такое художественное средство называется звукопись.
5.Итог урока.
1. Работа в группах Я предлагаю два понятия — чудо и страх. Объясните мне какое из прочитанных сегодня произведений ассоциируются с этими понятиями. Объясните свой выбор.
Используйте толковый словарь.
2. Поэтическая минутка. Наш урок мы начали с радостного стихотворения. Хотелось бы и закончить наш урок жизнерадостным стихотворением, которое вы сочините сами.
Предлагаю на выбор составить синквейн о снежинке или четверостишие по заданной строфе. Чтение получившихся стихотворений.
Выставление отметок.
6.Домашнее задание — подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, в тетради №1.
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши». Краткое изложение текста