Урок литературы в 9 классе по изучению лирики А. С. Пушкина с использованием методов критического мышления
Литература. 9 класс. Конспект урока с использованием методов критического мышления. Тема: Лирика А. С. Пушкина. Любовь как источник творческого вдохновения.
Красота любовного чувства лирического героя «Поэзия учит нас Эмоционально мыслить и Умно чувствовать». (Андрей Битов, литературовед) I часть урока — Перед чтением стихотворения определим задачи (записаны на сигнальных карточках, помещаются на доске): 1.
Какое настроение владеет лирическим героем? 2.
Какие чувства возникают после его прочтения? 3. Каков характер лирического героя? Как он выражает свои чувства? 4. Тема стихотворения Для решения этих задач нам необходимо проанализировать текст, обратить внимание на словесный ряд, на образы. Чтение стихотворения: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. 1829 Составление цепочки ключевых слов (запись в тетрадях): Лежит мгла Шумит Грустно — легко — светла Печаль полна Тобой — тобой Не мучит — не тревожит Горит — любит Не любить не может (выводы воспроизводятся на экране через мультимедиа после того, как учащиеся попытаются их сформулировать самостоятельно) — В КАКОМ СООТНОШЕНИИ НАХОДЯТСЯ ключевые СЛОВА из первой и последней строки? ( лежит мгла — не любить не может) Мгла — туман, сумрак, тьма — не — не — усиливают смысл слов может любить (сердце живо лишь тогда, когда оно любит) Понятия противопоставлены С какой целью? ( наиболее ярко, страстно выразить желание всегда ощущать любовь) Если проследить движение мысли и чувства, то каким оно будет от начала к концу стихотворения? ( от спокойного к напряженному, к душевному порыву — признанию) Какую роль играет слово печаль? Почему она светла? ( Лирический герой любит, но разлучен со своей возлюбленной, что не умаляет его чувства, а лишь делает его более ощутимым) Что еще в стихотворении подчеркивает чувства поэта, его светлую печаль, его грусть и легкость? ( состояние ночной засыпающей природы) Читаем стихотворение еще раз и отвечаем на вопросы, которые мы определили (слова-понятия помещаются на доске сигнальными карточками, учащиеся выходят к доске парами от каждой рабочей группы и записывают ответы) Настроение — от светлой печали и грусти Л. Г. переходит к страстному признанию Чувства — горячее желание любить Характер ЛГ — живой, импульсивный, способный на истинное глубокое чувство, которое ярко выражается в последней строке стихотворения ( состояние без любви равносильно смерти) Тема стихотворения — вечна сама потребность любить, как вечна и величественна природа Кавказа, как вечна женская красота и вдохновение, рожденное ею. II часть урока. Чтение стихотворения Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 1829 Составляем синквей (работа в группах, с последующим сравнением и защитой результатов работы) В результате должен получиться примерный ряд и вывод: Я Искренно нежно Любил не угасла не тревожит Дай Бог быть любимой Любил Я любил — любовь уходит, но «еще угасла не совсем», она была «безмолвная», без надежды на взаимность, она колебалась между робостью и ревностью. ЛГ с горечью, но искренне желает своей возлюбленной быть счастливой пусть с другим, значит — он человек высокой души и благородства, значит — любил по-настоящему. Слово Бог — как чистота помыслов, искренность сердца. Обращаем внимание на повторы: сколько раз повторяется местоимение я, предложение «я вас любил»? Почему? Почему глагол употреблен в прошедшем времени? (Вопросы задаются тем членам рабочих групп, которые, по наблюдениям учителя не проявляют достаточной активности: они дают приблизительный ответ, группа редактирует, ученик, учитывая помощь, дает ответ учителю) III часть урока Лекция с остановками. Пушкин не искал вечной любви, для него была важна сама потребность любить. Любовь для него подобно буре, властно захватывала, давала ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но затем угасало, превращаясь в «цветок засохший, бездуханный» Любовь для Пушкина-лирика — предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед: в них правда его любовных переживаний, искренность, чистота порывов, благородство. ( тексты перед учащимися на партах, репродукции — на экране) Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный спаситель — Она с величием, Он с разумом в очах — Взирали, кр
откие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Женщина для Пушкина прежде всего предмет поклонения, источник вечной красоты, гармонии, поэтического вдохновения, совершенство, идеал: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Любовь заставляет душу поэта пробудиться, она доставляет высшее наслаждение, она награда за тяготы и горести жизни: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. IV часть урока Опираясь на проведенные наблюдения, записи в тетрадях, материалы лекции с остановками, составить кластер Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя
Автор: Мальченко Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Ордынского района Новосибирской области
Урок литературы в 9 классе по изучению лирики А. С. Пушкина с использованием методов критического мышления