Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева «Ася»
Гречишникова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
2 часа — спаренные уроки
Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.
Задачи:
Обучающие — формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Развивающие — совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное. Воспитательные — воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.
Оборудование: текст повести И. С. Тургенева «Ася», музыкальное сопровождение , аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.
Ход урока
К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.
I. Оргмомент.
Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:
И. С. Тургенев «Ася».
История семьи Гагиных. Психологизм повести.
Н. Н. — главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.
Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?
Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.
Учитель: Предложите свои варианты темы.
Возможные варианты, предложенные учениками :
История первой любви.
История Аси и Н. Н.
Прекрасные мгновенья.
Воспоминания о первой любви.
Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.
II. Погружение в атмосферу повести.
Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений . Гл. I, II, IV, X.
1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?
Вопросы:
Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами?
Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного? Почему действие повести происходит в Германии?
Какова роль пейзажа? тический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.) Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей? Почему? Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе ? (Россия. Грусть по родине.
Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе?
III. «Что за хамелеон эта девушка!»
Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?
Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? Назовите черты сходства. Перечислите «странности» Аси. воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева «Ася»