Урок-мастерская по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
Работу по рассказу И. С. Тургенева » Бирюк» начинаю с выяснения значения слова Бирюк по словарю В. И. Даля: «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России. После этого прошу записать ассоциации к слову Волк, которое семиклассникам гораздо понятнее. Дети говорят: Лес, страх, хищник, зверь, и даже — Суеверие, колдовство.
Действительно, в народных сказках, преданиях волк часто оказывается оборотнем, нечистой силой.
И сам герой рассказа Фома изображен как нечто необычайное: он появляется во время грозы и будто слит с ней: «появился, словно привидение», «вырастает как из-под земли», «силен и ловок, как Бес «, «ни на какую приманку не идет», «сжить со свету собирались, да нет, не дается», видит в темноте, хорошо ориентируется в лесу, слышит то, что другим не слышно. Большинство этих характеристик Фомы принадлежат мужикам. Почему же они его так воспринимают?
Дети создают свои гипотезы: может быть, потому, что его поведение им не удается объяснить обычными, обыденными причинами, ведь он не такой, как все: не пользуется своим положением, чтобы нажиться, исполняет свои обязанности честно.
Как же относится к своему герою автор? Что он хочет сказать читателю о русском крестьянине? Ищем способы выражения авторской позиции через описания — Портрет, пейзаж, интерьер. Здесь возникает необходимость проверить полученную гипотезу.
Работа идет в группах: предлагается определить, как каждое из описаний характеризует Фому.
Пейзаж. Описание грозы в начале рассказа
— Какое общее впечатление производит гроза?
— Какими средствами создает у читателя такое впечатление автор?
— Как чувствует себя рассказчик во время грозы?
— В каком отношении к грозе находится главный герой?
За Гудел, За Бушевали, За Стучали, За Шлепали; сверкнула, разразилась, полил ручьями. Рассказчик чувствует себя во время грозы неуютно: «не видел ни зги», «кое-как Приютился к высокому кусту», » Сгорбившись… ожидал Терпеливо конца ненастья».
А главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется «при блеске молнии», его «фигура словно выросла из земли», несмотря на усиление грозы , он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого трудного и долгого пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.)
Портрет Фомы
— Какое впечатление производит внешность Фомы? Как одним словом можно было бы назвать такого человека?
— Какими художественными средствами создан портрет?
— С каким чувством рисует автор портрет героя?
— Сопоставьте портрет Фомы с портретом пойманного им крестьянина.
(Внешность Фомы богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов: «высокого росту, плечист», у него «могучие мышцы», «суровое мужественное лицо», глаза глядели «смело». Автор любуется этим богатырем, он говорит: «Редко мне случалось видеть такого молодца»; оценивает его сложение: «сложен На славу «. Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, если мы сопоставим его портрет с портретом другого крестьянина, порубщика.
Второй портрет вызывает острую жалость: «испитое морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены», «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила», он «дышал неровно». Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить Бедняка «.)
Интерьер избы лесника
— Какое впечатление производит интерьер?
— Какими художественными средствами добивается автор такого впечатления?
— Что говорит нам эта изба о ее хозяине?
Когда группы обсуждают результаты работы друг друга, происходит столкновение разных позиций: одни говорят о Фоме как о бедном человеке, почти нищем, который достоин лишь сострадания, судя по тем условиям, в которых он живет, в то время как другие видят в нем богатыря, могучего, даже немного страшного, таинственного.
Предлагаю детям сформулировать вопрос, который возникает в связи с сопоставлением описаний. Почему такой человек, одаренный от природы красотой, силой, мужеством и многими другими необычайными возможностями, живет в нищете, в условиях, вызывающих жалость? В таких условиях мы скорее ожидали бы увидеть другого крестьянина, изображенного в рассказе.
Попросим ребят найти в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая ответит на наш вопрос: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне, — крепостной. Казалось бы, крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но в отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они «боялись его как огня», ненавидели , несмотря на то, что, по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела». Ставится ему в вину и его честность: «и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами».
Почему так происходит? Предлагаю выдвинуть гипотезы. Дети говорят о том, что Фома мешает крестьянам воровать лес, наказывает их, а это никому не может понравиться. А на чьей же стороне автор-рассказчик? Дети знают ответ на этот вопрос.
Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком? Может быть, здесь проявляется одно из свойств русской литературы: она почти всегда на стороне слабого.
Вспоминаем, что «Записки охотника» — обвинительный акт крепостному праву. Предлагаю детям предположить, как, по их мнению, зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.
Получается примерно следующее.
Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные — сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным — бирюком.
Урок-мастерская по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»