Урок на тему: Легенды о благородном разбойнике Робин Гуде
Цель : ознакомить с историей создания и исторической основой баллад о Робин Гуде, выучить содержание одной из баллад, развивать умение давать характеристику герою, высказывать личное отношение к проблеме, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста; выучить понятие «фольклорная баллада».
Воплощение мечты английского народа о защитнике от несправедливсти
Разбойник судьбой он был рыцарь в душе. Из народной баллады
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний
— Известно ли вам имя Робина Гуда?
— Вспомните, откуда вы знаете этого героя и какие истории связаны с ним?
II. Изучение нового материала.
1. Объявление темы, цели, эпиграфа урока.
2. Историческая справка.
События, отображенные в балладах, относятся к ХІ ст., когда Англию захватывают войска норманцев во главе с Вильгельмом, прозванным Завоевателем. Победители конфискуют землю и замки многих зажиточных англичан и передают норманским рыцарям.
Тысячи свободных крестьян теряют свои земли. Норманские рыцари беспощадно издеваются над ними, не считая за людей, надевают ошейники с надписью «раб».
Свободолюбивый английский народ не покоряется и поднимается на освободительную борьбу. Люди бросают дома и убегают в леса. Там образовываются отряды, которые возглавляют благородные, хорошо воспитанные, умные, ловкие, смелые предводители. Один из них становится героем английских баллад — Робин Гуд.
3. Литературная справка.
Учитель. О Робин Гуде, благородном разбойнике, мастере в стрельбе из лука, готового в любой момент прийти на помощь, находчивом защитнике обиженных и обездоленных, рассказывает цикл английских баллад.
Словарная работа.
Баллада — (фр. от прованс. — танцевать) — стихотворные рассказы XIV-XVI ст., в основу которых положен необыкновенный исторический, легендарный, фантастический или бытовой сюжет.
Цикл (от гр. — круг) — группа произведений, которые образовывают определенное единство. Между этими произведениями существует связь, важная для понимания общего замысла цикла.
1-й ученик. Жанр народной баллады сложился в английском и шотландском фольклоре в XIV-XVI ст. Народные баллады воссоздавали широкую картину жизни общества. В них немало выдумки, но в целом они отображали историческую борьбу крестьянства против жестоких феодалов.
Баллады интересны не только по смыслу, а привлекают и художественной ценностью. Напряженный сюжет, эмоциональность, яркий язык, выразительность характеров героев. По смыслу баллады делятся на исторические, фантастические и бытовые. В фольклорных балладах о Робин Гуда воспевалась справедливость героя, его любовь к простому народу
2-й ученик. Цикл баллад о Робине Гуда насчитывает 36 произведений, события которых достигают конца XII — начала XIII ст. Эти баллады представляют своеобразное жизнеописание народного героя. В них рассказывается о том, как юноша стал сиротой, как, направляясь шервудским лесом в Ноттингем на турнир лучников, он отомстил главному лесничему за смерть отца. Оказавшись вне закона, Робин Гуд разыскал свободное лесное братство, которое со временем выбрало его своим предводителем. Народные мстители грабили богатеев, отдавали деньги беднякам, защищали обиженных, спасали невиновных людей от тюрьмы и виселицы.
3-й ученик. В балладах робин-гудовского цикла рассказывается и о друзьях героях: о Крошке Джоне, который получил свое шутливое прозвище благодаря исполинскому росту, веселом монахе Туке, странствующем менестреле Алане Дейле и других храбрых бойцах шервудского леса. В других сказах изображаются стычки веселого отряда Робин Гуда с главными врагами простого люда — шерифом Ноттингема и епископом Герфорда.
1-й ученик. Существует баллада и о том, как Робин Гуд погиб. Его убила монахиня из женского монастыря Керклис, куда раненный герой обратился за помощью. Она пустила Робину кровь якобы желая его спасти. Крошка Джон похоронил товарища под дубом, где упала последняя стрела Робин гуда, и на могиле поставил камень с надписью:
Под камнем тяжелым тут Отдыхает на века Робин Гуд. Он доблестно и честно жил, Он несправедливости сердцем не любил. С ним гуляли молодцы — Бесстрашные вольные стрельцы, Среди которых он первым был, Чем славу в Англии получил.
(Пер. Ю. Юры).
2-й ученик. Откуда же взялось имя Робин Гуд? В одном из рассказов цикла есть объяснения относительно происхождения имени Робин Гуд. Сначала главного героя звали иначе — Роб из Локсли, или просто Локсли (Локсли — это название города, в котором он якобы родился). Имя Робин Гуд получил во время одного турнира лучников. Чтобы принять в нем участие, Роб, в то время объявленный «человеком вне закона», хорошо замаскировался: переоделся нищим и прикрыл голову капюшоном. Но все эти ухищрения не обманули его любимую девушку. Приняв из рук юноши добытый им главный приз турнира — золотую стрелу, Мариан с лукавой улыбкой промолвила: «Благодарю Вас, Роб в капюшоне». На английском это обращение прозвучало так: «Rob in hood». С того времени Роб из Локсли превратился в Робин Гуда.
III. Работа с учебником. Обобщение материала
1. Какие события стали источником сюжетов англо-шотландских баллад?
2. Кому посвящен популярнейший цикл английских баллад?
3. Что вам известно о Робине Гуда и его отряде?
4. Какое происхождение имени Робина Гуда?
IV. Работа над текстом баллады о Робин Гуде.
1. Выразительное чтение баллады
2. Обсуждение и анализ прочитанного
— Почему Робин Гуд хотел встретиться с гончаром?
— Что рассказал Крошка Джон о гончаре?
— Зачитайте, что предъявил гончару Робин Гуд?
— Как проходил бой Робина Гуда и гончара?
— Почему гончар и Робин Гуд побратались?
— О чем попросил гончара Робин Гуд?
— Какие отношения были между Робин Гудом и шерифом Ноттингема?
— Почему Робин Гуд оказался хорошим продавцом?
— Как Робин попал в дом шерифа?
— Какими ухищрениями удалось герою попасть на соревнование лучников?
— Как ему удалось заманить шерифа в лес? Как это характеризует героя?
— Почему Робин Гуд подарил жене шерифа коня? Ответ аргументируйте.
V. Анализ и обобщения прочитанного материала.
1. Работа в группах.
Группа 1.
Выскажите и аргументируйте мысль, можно ли назвать Робин Гуда народным мстителем и защитником.
Группа 2.
Можно ли с современного взгляда назвать Робин Гуда рыцарем и оправдать его разбой?
Группа 3.
Исследуйте, какие черты фольклорной баллады присущи произведению «Робин Гуд и гончар».
Группа 4.
Не мог бы Робин Гуд, по вашему мнению, другим способом, кроме разбоя, защищать народ от несправедливости? Ответ аргументируйте.
2. Работа для творчески одаренных детей: мини-исследование.
«Робин Гуд как воплощение народных мечтаний и представлений».
Исследовать, о чем и какими были мечты английского народа, какие черты должны быть присущи народному герою; насколько они созвучны с идеалами украинского народа.
VI. Домашняя задача.
1. Выписать цитаты к образу Робина Гуда.
2. Составить план баллады.
3. Подготовить ее пересказ.
Урок на тему: Легенды о благородном разбойнике Робин Гуде