Урок на тему — М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
Ломоносов утверждал волнообразную теорию света, занимался теорией горения, изучал электричество, в том числе атмосферное электричество.
В следующей строфе поэт-ученый выдвигает четыре научные гипотезы, которыми пытается объяснить феномен северного сияния. В своем «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: «Сверх сего ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году в «Рито-рике» напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть мо-жет»1.
Но это гипотезы, которые на уровне знаний времен Ломоносова невозможно проверить. Поэт осознает это: «Сомнений полон наш ответ О том, что окрест ближних мест». Но неразгаданность тайны не смущает поэта. Он продолжает задавать новые вопросы — о пределах Вселенной, о начале и конце мира, о величии Творца.
В этом стихотворении поэт и ученый предстают перед нами в нерасторжимом единстве. Мысль ученого увлекается к звездам поистине поэтическим вдохновением. В этом страстном отношении к науке, в настойчивом стремлении постичь тайны мира — величие гения Ломоносова.
Обратимся к формулировкам главной идеи «Вечернего размышления…», которые ученики записывали дома и читали в начале урока.
— Как после комментированного чтения стихотворения вы скорректируете свои формулировки?
Обсуждаем и записываем одну из наиболее удачных формулировок.
Жанр «Вечернего размышления…» определяют как оду. Предметом оды становится не только мудрость и добродетель царей, не только воинская доблесть и победы русского оружия, но и загадочность природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла.
Знаменитый советский физик С. И. Вавилов замечал: «Разнообразие деятельности Ломоносова удивительным образом совмещалось в нем вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах — редкий вид высокой научной поэзии: ее с полным правом можно сопоставить с изумительной древнеримской естественно-научной поэмой Лукреция «О природе вещей», которую Ломоносов хорошо знал. Он находил необычайные для выразительности слова и строки для отвлеченных и сложных понятий». Ломоносов
Продолжал традицию, начатую Титом Лукрецием Каром (I век до Рождества Христова); традицию же Ломоносова в русской поэзии в XX веке продолжил ученый Александр Лео-нидовичЧижевский (1897-1964), биофизик, основоположник гелиобиологии, один из пионеров космической биологии.
II. «Ода на деньвосшествия на Всероссийский Престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление России, мира, науки и просвещения
Комментированное чтение
Учитель читает оду по строфам, ученики рассказывают, как они поняли содержание, находят старославянские слова, объясняют их смысл.
В Первой строфе Поэт обращается к тишине — в традициях латинской поэзии прославляет блага мирной жизни.
Во Второй строфе Утверждает, что в мире нет ничего краше «Елисаветы и тебя», то есть тишины: выше императрицы только блага мирной жизни.
Третья строфа: Елизавета, вступив на престол, положила конец Русско-шведской войне 1741-1743 годов. Имя «Елизавета» по-древнееврейски означает «Божья благодать». Таким образом, автор использует игру слов (в традициях Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, который в обращении к царевне Софье использовал значение имени царевны — «мудрость»).
Я россов счастьем услаждаюсь…
— Кто впервые назвал россиян россами?
Мы видим, что Ломоносов продолжает и развивает традиции русской поэзии.
В Четвертой строфе — прямое обращение к царице: «Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас…»
«…Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик!» — весь Петербург радовался и рукоплескал, слыша слова Елизаветы о прекращении войны.
Пятая И Шестая строфы — похвала Елизавете. Среди важнейших ее заслуг — забота о науке: «…Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет».
Седьмая — девятая строфы — прославление Петра. Традиционно для поэзии классицизма обращение к античной мифологии.
Десятая — одиннадцатая строфы — сожаление о смерти Петра и «кроткой Екатерины».
Двенадцатая — пятнадцатая строфы — радость по поводу воцарения Елизаветы, ее восхваления. Но среди похвал автор вновь напоминает о необходимости развивать науки, указывает на их практическую пользу:
Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.
…Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.
Ломоносов высказывает свои желания, облекая глаголы в форму будущего времени.
Шестнадцатая — двадцатая строфы — описание малоосвоенных просторов России: Сибири, Дальнего Востока, Приморья.
Елизавета, к которой обращается поэт, вместе с ней как бы с высоты осматривая Россию, решает поддержать науки (по замыслу поэта): «И се Минерва ударяет В верь-хи Рифейски копием…» (богиня мудрости Минерва, у греков Афина, ударяет копьем в вершины Уральских гор). Эта фраза должна означать примерно следующее (в переводе на современный): «И вот Елизавета, поняв практическую важность научных изысканий, увеличивает ассигнования на развитие географии, геологии и других естественных наук». В результате «…Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем». Плутон — бог подземного мира — страдает от того, что русские открывают новые залежи полезных ископаемых, в том числе золота и серебра.
Двадцать вторая И Двадцать третья строфы, уже известные ученикам, призывают юношей заниматься науками и восхваляют их пользу.
К сожалению, Елизавета, позволившая открыть Московский университет, все же не поняла важности наук и до конца дней ценила Ломоносова в основном как придворного поэта.
В последней строфе оды автор вновь прославляет Елизавету. Завершается ода благими пожеланиями императрице:
…Тебя Зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
После комментированного чтения, когда смысл оды становится понятен ученикам, даем им домашнее задание.
Можно распределить строфы оды между учениками класса. Каждый выучит наизусть «свою» строфу и выпишет из нее с объяснениями старославянизмы и имена римских богов.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение «своей» строфы оды. Составить словарь старославянизмов, имен античных богов, встречающихся в этой строфе.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одной-двух басен Ломоносова (например, «Мышь некогда, любя святыню…», «Послушайте, прошу, что старому случилось…», «Жениться хорошо, да много и досады…»).
Урок на тему — М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»