Урок обучения грамоте «Сочетания ча-ща, чу-щу. Составление и чтение слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Работа с текстами»
Цели урока:
Закреплять написания сочетаний ча-ща, чу-щу, совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами; продолжать учить строить схемы; совершенствовать знания по пройденному материалу; формировать орфографическую зоркость;
Развивать речь, внимание, фонематический слух, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, гордости за свою Родину; воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник, дидактические материалы: картинки животных, текст загадок, ребусы, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организация класса.
Учитель. Улыбнитесь друг другу.
— Руки? — На месте!
— Ноги? — На месте!
— Локти? — У края.
— Спинка? — Прямая.
2. Минутка чистописания.
Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке? ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Вспомним правило. По моей руке хором. ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У Учитель.
Дети, помогите мне отгадать загадки.
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве…
Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?
Ученик. Буква Ч обозначает звук. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.
Учитель. Отгадаем вторую загадку.
Щуке в речке каждый день
Щеткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща-
От леща осталась…
)
Учитель. Что вы знаете о букве щ?
Ученик. У буквы щ есть звук, который согласный, мягкий, непарный, шипящий.
Слайд 2 На интерактивной доске звуки: , , , .
Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки, от звуков, ?
Учитель. Откроем тетради, сядем правильно и пропечатаем строку заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.
Слайд 3 — 4
На мультимедийном экране правописание букв.
Пропечатаем эти буквы, соблюдая закономерность:
Чч Ччч Щщ Щщщ
3.Актуализация опорных знаний. Сообщенное целей и задач урока.
Учитель. Ребята, посмотрите на доску.
Слайд 5-6
Учитель. Какое задание можете предложить?
Ученик. Разгадать ребусы.
Учитель. Попробуем их разгадать.
Ученик. Чашка, щука.
Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?
Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.
Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?
Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.
Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча — ща, чу — щу.
Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?
Ученик. Будем продолжать учиться писать слова с сочетаниями ча — ща, чу — щу.
Слайд 7
На экране появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.
Учитель. Кто изображен на картинках?
Ученик. Животные.
Учитель. Вспомним, как зовут детенышей этих животных?
Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.
4. Работа в парах
Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.
На какие группы у вас получилось разбить слова?
Ученик. Детеныши зверей и детеныши птиц.
Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.
Один ученик из пары выписывает названия детенышей птиц, другой зверей.
Что общего у всех слов?
Ученик. Все слова предметы во множественном числе.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?
Ученик. Подчеркнуть правило ча, зеленым карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твердый согласный звук.
5 . Физкультминутка.
— Произнесем звуки, которые обозначаются этими буквами: ч-щ, ч-щ, ч-щ.
-Чья это песенка?
— Изобразим движение паровоза
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
5. Изучение материала урока.
Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.
Жи-жи-жи — летают в городе… .
Ши-ши-ши — маршируют… .
Ча-ча-ча — прискакала… .
Чу-чу-чу — молоточком я… .
Ща-ща-ща — я в реке поймал… .
Щу-щу-щу — в небо птицу… .
Слайд 8
На экране слоги, из которых дети составляют слова.
Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них еще что — то спрятано.
Ученик. В них спрятались слоги.
Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?
Ученик. Составить из слогов слова.
Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнем правила.
Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?
Ученик. Это такая трава.
Ученик. Это кислое растение.
Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?
Ученик. В толковом словаре.
Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарем?
Ученик читает значение слова в словаре.
Ученик. Щавель — травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение.
Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?
Слайд 9
Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.
Ученик. Маша сорвала щавель.
Ученик. Из щавеля сварили щи.
Ученик. В огороде растет щавель.
Слайд 10
К какому предложению подходит схема?
Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?
Дети. Да, конечно.
6. Офтальмологическая пауза.
Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О!..сколько рук…
Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.
А как называется такой лес?
Ученик. Чаща.
Слайд 11
Учитель. В нашей чаще тихо и только кто — то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.
На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой, нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.
Кто же этот невидимка?
Ученик. Дятел.
Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?
Ученик. Дятлы стучат по деревьям.
Учитель. Составьте схему этого предложения и занесите в тетрадь.
Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?
Ученик. Они ищут пищу.
Печатанье предложения на доске.
7. Контроль и самоконтроль полученных знаний. Работа по учебнику.
Подготовка к чтению текста. Индивидуальное чтение слоговых таблиц. Вступительная беседа об охране природы.
Чтение цепочкой текста «День защиты природы» Беседа по содержанию текста.
— Что любил читать Костя?
— Кому он рассказывал о защите природы?
— Как дети могут беречь природу?
8. Итог урока
Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?
Ученик. Учиться читать и писать слова с сочетаниями ча — ща, чу — щу.
Учитель. Предлагаю дополнить предложения.
Слайд 12
ЧА — ЩА пиши с буквой…
ЧУ — ЩУ пиши с буквой…
9. Рефлексия учебной деятельности
Слайд 13
На парте у вас три мордочки: одна веселая, вторая задумчивая, третья грустная.
Если у вас все получилось сегодня на уроке поднимите веселую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.
Урок обучения грамоте «Сочетания ча-ща, чу-щу. Составление и чтение слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Работа с текстами»