УРОК ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: «О БОГЕ-ЗНАЧИТ О ЛЮБВИ»
Цель:привить детям любовь к Богу, к ближнему на библейских примерах, житиях святых. Учить сопереживать, сострадать чужому горю;любить и уважать своих родителей.
Тип урока:усвоение новых знаний.
Оборудование:плакат с пословицами, иконы святых, детские рисунки, карандаши, альбом для рисования, картинки-раскраски, компьютер.
Основные понятия и термины:заповеди, притча, левит, самарянин,
Милосердие, любовь жертвенная и эгоистичная.
Ход урока
1. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о любви. прочитайте глазками тему нашего урока. Эпиграфом к уроку я взяла слова Александра Ясеня:
«О Боге — значит о любви
От первых, детских глаз слезинок
О Боге — значит о любви
От первых маминых морщинок.
О Боге — значит о любви
Куда бы путь не вывел ноги.
О Боге — значит о любви
Расскажут все мои дороги».
Дети, вы часто слышите в жизни о любви. Что же такое любовь?
Ответы детей .
К кому мы можем испытывать любовь?
Ответы детей .
Давайте поговорим с вами о любви к родителям. Прочитайте пословицы, написанные на доске:
«Родительская любовь крепче каменных стен»
«Кто родителей почитает, вовек не пропадает»
Как вы понимаете эти пословицы?
Расскажите, как нужно относиться к родителям?
Ответы детей .
А вы знаете, что такое заповеди?
.
В Библии написано: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле» — 5-я заповедь Закона Божия.
Что же такое почитание родителей?
А любить — значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом:
— в детстве — слушаться;
— в молодости — советоваться;
— в зрелом возрасте — заботиться о родителях.
Почитать родителей, любить их — это в нашей природе. Бог вложил в нас любовь к ним с самого рождения, также родители любят нас всегда, не смотря ни на что.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным; учит жалеть не себя, и других и т. д.?
Мы должны быть благодарны своим родителям.
Послушайте рассказ детского православного писателя Б. Ганаго «Бриллиантовые слезы»
В этом рассказе, ребята, автор говорит о любви эгоистической. Да, к сожалению, есть и такая любовь. Как нам распознать, какая любовь в нас?
Человеку нужны испытания в жизни. Только в трудностях, в беде проявляется человек, потому что жизнь требует от него каких-то усилий, действий.
Когда любишь — легко прощаешь,
Когда любишь — не мыслишь злого.
На обиды не отвечаешь
Злобным взглядом и едким словом.
Ребята, а знаете ли вы, что любовь бывает разной?
Она бывает еще и радостной.
Когда бывает любовь радостной?
При встрече с любимым человеком лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком.
Но ты узнал о его горе и не мог остаться равнодушным. Если видишь голодного человека, уже не будешь думать «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная заповедь среди других?»
Как вы думаете, ребята, что ответит Иисус Христос?
.
Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?»
В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие люди говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, т. е. мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние .
Христос же на заданный вопрос ответил притчей «О добром самарянине», которую мы сейчас посмотрим
Когда вы будете смотреть притчу, думайте над вопросом:
О какой любви говорится в притче?
Просмотр мультфильма
Ответы детей .
А почему священнослужитель и левит прошли мимо и не оказали помощь раненому, своему единоплеменнику?
Ответы детей .
По закону иудейского народа, войти в храм в нечистоте, было запрещено. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела — и проходил мимо.
Почему третий человек самарянин, другого рода, племени проявил любовь к ближнему?
Ответы детей
Можно ли любить человека избирательно, по каким-то признакам?
Завет, какой нам оставил Господь Бог «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Правильно ребята, ближний тот человек, кто не оставит тебя в беде и еще ближний человек — это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно — не важно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
Если любишь — себя не помнишь,
Всем желая добра и счастья.
Так кого мы можем назвать ближним человеком в притче Господа нашего Иисуса Христа?
Ответы детей
Что сказал Иисус книжнику после того, как рассказал притчу?
Ответы детей
А знаете ли вы, ребята, что человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, св. Сергий Радонежский, св. Серафим Саровский накормили голодного медведя последним куском хлеба, который у них оставался. Но христианские истории рассказывают нам и о том, как животные помогали людям.
Одного человека в мороз и стужу согрел своим дыханием и телом медведь, потому что он чувствовал, что это человек Божий.
А сейчас мы поговорим с вами еще об одной любви — о любви к Богу, как высшей форме любви.
Поговорим о Крымском святом, нашем земляке, который родился в г. Керчи, мощи его находятся в г. Симферополе, в Свято-Троицком кафедральном соборе.
О ком идет речь, дети?
Ответы детей
Что вы знаете о нем?
Ответы детей
Святитель Лука написал медицинские очерки о хирургии, был награжден Сталинской премией и всю денежную сумму, назначенную этой премии, он перечислил на нужды фронта в годы войны.
Почему он избрал для себя профессию врача? Потому, что она отвечала его глубокой потребности «служить бедным и страждущим людям, облегчать их страдания». Он выполнял тяжелый труд врача и служение в храме, т. е. служил Богу и людям. В последние годы своей жизни его любовь к людям выражалась в том, что он продолжал давать консультации врачам, как лечить больных людей.
А любовь к Богу он выразил в своем служении Ему, как священник до конца своих дней.
Его любовь была жертвенной, оказывается, есть и такая любовь.
И напрасно просить о многом,
Мне по сути одно лишь нужно,
Я любви прошу у Бога,
О других, не заботясь нуждах.
2.Закрепление нового материала.
Ребята, наш разговор подходит к концу. Мы говорили с вами о любви к кому? К Богу, человеку, животным.
Есть еще и любовь к Родине, родному краю, своему дому.
Сейчас вы выполните практическое задание «В чем проявляет себя любовь». Выразите через рисунок свою любовь к кому вы хотите.
Звучит песня-«Дорогою добра».
3. Домашнее задание
Раскрасить иллюстрацию к «Притче о добром самарянине».
УРОК ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: «О БОГЕ-ЗНАЧИТ О ЛЮБВИ»