Урок: Почему бывает лето, осень, зима, весна
Цель : дать представления ученикам о влиянии высоты Солнца на смену пор года; учить устанавливать причинно-следственные связи в природе на основе собственных наблюдений: зависимость между высотой Солнца и количеством тепла, которое оно посылает на Землю; на основе этого выяснить, почему бывает лето, осень, зима, весна; учить различать пору года по признакам; оказывать содействие усвоению эмпирических и обобщенных представлений и понятиях, которые отображают основные свойства и закономерности реального мира.
На уроке можно использовать наглядные пособия и демонстрационные материалы издательства «Утро»: демонстрационный материал «Я и Украина. Природоведение», «Весна. Лето», «Осень. Зима». Ход урока 1. Упражнение «Погода». — Тепло или холодно на улице?
-Какое небо? — Есть ли дождь? 2. Работа над сказкой В. Сухомлинского «Ласковый ветер и холодный ветрюган». В темном лесу, в глубоком овраге жтли два ветра: ласковый — мальчик с синими глазами и холодный — дед с колющей бородой. Настала зима. Солнышко не могло подняться высоко над землей. Белые снега укрыли поле. Зашумели тревожно верхушки деревьев. Проснулся в глубоком овраге холодный ветрюган. Встал, вышел из леса. Застонала вьюга. Идет по земле холодный ветрюган, замерзают реки, гудит вьюга. И вот поднялось солнышко выше. Заболела спина у холодного ветрюгана. Пошел он в темный лес, залез в глубокий овраг да и спит. Проснулся ласковый ветер, вышел из леса. Засмеялось солнышко, потекли ручьи, зацвели цветы, зашумели травы. — Почему настала зима? (Солнышко не могло подняться высоко над землей). — Что принес холодный ветрюган? — Какую пору года разбудил ласковый ветер?
-Почему солнышко засмеялось, потекли ручьи, зацвели цветы? (Так как солнышко поднялось выше). — Какая пора года настанет, если солнце поднимется еще выше? (Лето)
-Что настанет за летом? (Осень) Физкультминутка Тучка Тучка солнышко закрыла, (заслонить лицо руками) Слезки серебряные уронила. Мы те слезки поищем, (приседание) В травке позабираем, Попрыгаем, как зайчата, (прыжки) Потанцуем еще чуточку, (танцевальные движения) Чтобы отдохнули ручки, ножки. Все веселые? Вот чудесно! А теперь к работе снова. Учитель читает текст в учебнике (С. 50).
-Почему летом жарко, а зимой — холодно? — Высоко или низко стоит солнце над землей летом? Осенью? Зимой? Весной? Ученики рассматривают рисунки, составляют предложение. Доказывают, на каком из них изображено лето, осень, зиму, весну. Подытоживая ответы, учитель называет приметы каждой поры года. Вывод. Солнце движется вокруг Земли. Во время такого движения солнечные лучи освещают и обогревают поверхность Земли не одинаково. Вот почему на Земле поочередно изменяются четыре поры года — весна, лето, осень и зима.
3. Работа в тетради с печатной основой (С. 39, задача 3). Предложите ученикам найти на рисунках солнышко, рассказать, высоко ли оно стоит на небе осенью, зимой, весной и летом? Сколько тепла дает солнышко в разные поры года?
4. Итог урока. — Назовите поры года. — Как светит и греет Солнце в разные поры года? — Какими являются характерные признаки каждой поры года? — Какие загадки вы запомнили? — Какие приметы зимы вы запомнили? Весны? Осени? Лета? На уроке также можно использовать такие задачи.
— Загадки.
1) Первая сестра — от цветов рябеет, Вторая сестра — жжет, как костер, Третья сестра от дождей мокрая, А четвертая сестра суровая — ужас! (Весна, лето, осень, зима)
2) В садах, рощах блуждает, Желтое одеяние одевает. Золотистую стелет постель Ждет сестрицу белую в гости. (Осень) Вопрос — Какая пора года зовет учеников в школу? — Как называется первый осенний месяц? — Какие еще осенние месяцы вы знаете? — Какой главный признак осени? — Почему осень иногда называют золотой?
3) Стало бледно вокруг — Я раструшиваю снег, Нагоняю холод, Воды сковываю в льды, В дружбе с детьми я всеми. Догадались? Я -… (зима). Вопрос — Назовите признака зимы. — Какой месяц начинает зиму, а какой заканчивает? — Назовите все зимние месяцы.
4) Приветствием журавля Я пробуждаю поля, Небо и ручьт И зацветаю рощи. Отгадали, кто она, Эта красавица волшебная? (Весна) Вопрос — Какая пора года сменит зиму? — Назовите весенние месяцы.
5) Расцветают в лугах цветы, зеленеют в лесу ветки. Все зеленое, молодое… За весной… (лето идет). Вопрос — Какая пора года сменяет весну? — Какие признаки лета вы можете назвать? — Нравится ли вам лето? Почему? — Назовите летние месяцы. 6) Живет себе дядя свыше трехсот дней, И есть у этого дяди двенадцать сыновей: Трое сыночков нахмуренные — страх! — В седых кожухах, в белых шапках. Один — из веселых озорных сынков: Заплаты на одежде из разных кусков… Пятерка — красавчики в зеленых штанах, В шелковых своих рубашках-вышиванках. а трое сынков богаче одеты: Жилеты на них золотые и багряные. Что это такое? Двенадцать — это… (месяцев) — знаешь им счет. А отец у них — … (год).
— Работа с народными приметами в группах. Предложите ученикам объединиться у группы по 5-6 человек по принципу «Цветы» (колокольчики, ландыши, барвинки, ромашки, астры). Каждой группе предложить народные приметы — необходимо выяснить, какой поры года они касаются.
Приметы 1) Собака катается — на снег. 2) Снегирь цвиринькает под окном — на оттепель. 3) Много снега в декабре — на урожай.
Приметы 1) Ласточка прилетела — в скором времени гром загремит. 2) Первый весенний гром
Урок: Почему бывает лето, осень, зима, весна