Урок-практикум Сложносочиненные предложения
Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочиненных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать потребность работать со словарем, позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствовать речевую деятельность школьников; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать гуманное отношение к людям. Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП. ( слайд №1 презентации «Сложносочиненные предложения») Оборудование: презентация «Сложносочиненные предложения», тесты по теме «Сложносочиненные предложения», карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности, предложения для каждой группы, таблица «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»; диск «1С: Репетитор. Русский Язык» Структура урока I. Организационный момент. Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП. II. Проверка домашнего задания. Упр.
69. — На какие группы делятся ССП? III. Формирование умений и навыков. Задание: определите тип предложения по структуре, докажите правильность вашего выбора (Слайды №2,3,4,5 презентации; слайд №2 — портрет Н. Рубцова) * Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли! (слайд №3) * И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. (слайд №4) * В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. (слайд №5) Упр. 71. (Учебник, стр.33) Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски) Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат. — Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов. — Какие буквы в записанном предложении обозначают 2 звука?
Почему? — Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочиненными? — А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами? — Составьте предложения по схемам ( слайд №6 презентации) на тему «Осень в лесу» [ — = o, и о, и о ]. [ — = ], и [ = ], и [- = ].
Самостоятельная работа по группам На столах для каждой группы предложения.
Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А. П. Чехов) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. (А. С. Пушкин) Дождь утратил постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В. К. Арсеньев) Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К. Г. Паустовский) Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. (А. С. Пушкин) Задание 1 группа — записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены. 2 группа — записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы. 3 группа — записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочиненные конструкции; выделить грамматические основы и союзы. Проверка самостоятельной работы — Вы успешно выделяете ССП.
Они очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу следующего задания формулируем так: одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами? И какие именно? Исследовательская деятельность — Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них — ССП с одной из групп сочинительных союзов. — А какие группы сочинительных союзов вы знаете? (слайд №7 презентации.
«Сочинительные союзы») Задача — определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет.
Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдешь направо — коня потеряешь, пойдешь налево… (Л. Карелин.
Роман «Змеелов») Текст 2. Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине…
(А. С. Пушкин. Из «Дорожных жалоб») Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым…
Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков.
Сие показание было несправедливо… (А.
Пушкин. » История Пугачева». Из гл. 3) Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы — К каким результатам пришел каждый ряд?
Поделитесь своими наблюдениями. — Обобщим сказанное.
Какие значения вносят в ССП различные союзы? Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже — сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.
— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?
Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП. Самостоятельная работа по вариантам Тестовые задания по теме «Сложносочиненные предложения» Самопроверка (Ответы — на доске) Практическое использование полученных теоретических сведений — Продолжаем совершенствовать пунктуационные навыки.
2 ученика выполняют 4 упражнение (диск «1С: Репетитор. Русский язык». Раздел «Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении») V. Подведение итогов Учебник. Стр.
94. Вопросы для повторения (1,2,3) — Когда в ССП ставится тире? — Когда в ССП ставится точка с запятой? — Когда в ССП ставится запятая? — А когда не ставится запятая в ССП? (Слайд №8 презентации. «Отсутствие запятой в сложносочиненных предложениях») VI. Задание на дом Тестовые задания в трех вариантах: 1-й и 2-й варианты — базовый уровень, 3-й — повышенной трудности.
(А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс) Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их. Авторы: С. Г.
Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А.
Чешко
Урок-практикум Сложносочиненные предложения