Урок. Праздники моей семьи. Досуг семьи
Цель: ознакомить учеников с названиями праздников: Днем Святого Николая, Нового года, Рождества Христова, Масленицы; обсудить с учениками, чем можно заниматься в свободное время, как провести выходные; объяснить детям, что человек отдыхает только тогда, когда занимается любимым делом; оказывать содействие развитию наблюдательности, мышлению ребенка, воображения, самостоятельности, активности; воспитывать гуманную, творческую, социально активную личность. На уроке можно использовать наглядные пособия и демонстрационные материалы издательства «Утро»: демонстрационный материал «Народные праздники. Поры года». Ход урока 1.
Упражнение «Погода». — Какой сегодня день: ясный, облачный, пасмурный? — Какое небо? — Какие осадки? — Какой ветер?
-Какая температура воздуха? — Что изменилось по сравнению с прошлой неделей? 2. Работа с учебником (С. 28). Ученики рассматривают рисунки и называют, какие праздники на них изображены. — На какой праздник пекут торт и зажигают свечки на нем?
-Сколько лет имениннику? — Есть ли такая традиция в вашей семье? — На какой праздник ваш сапожок может стать волшебным и в нем появятся гостинцы? — Почему этот праздник является радостным для детей? — В какое время года приходит к деткам Святой Николай? — Удалось ли кому-то из вас подсмотреть, как Святой Николай кладет под подушку подарки? — Как следует вести себя, чтобы получить подарок от Николая?
-Какие подарки приносил Святой Николай вам? — Как вы по обыкновению готовитесь ко Дню Святого Николая?
3. Работа с загадками.
— В праздничном зале стоит, как картинка. Веселая, зеленая Красавица… (елка).
— Лишь раз в год она приходит В гости из леса и для нас Одежду цветистую одевает, Много игрушек, украшений. Вся искрится и сияет, такая высокая и стройная… а кто из вас отгадает эта принцесса, кто такая? (Елка). — На какой праздник дети приглашают елку? — Когда встречаем Новый год?
4. Работа в группах. Составьте новогоднее приветствие. У ч и т е л ь.
7 января мы празднуем рождество Христово. Это день, когда родился Иисус Христос. Как празднуют рождественские праздники в вашей семье? — Какие действа происходят во время Рождественских праздников? (Молодежь ходит с вертепом, в масках.) — Какие песни поют в эти дни? Целесообразно выучить с детьми щедровку или колядку.
Щедровка Щедрый вечер, а я иду, Сидит зайчик на льду. А я его стал спрашивать, Куда идти щедровать. А он мне показал, Еще и ушками помахал: «Иди, иди туда, где добрые люди, где хорошая хозяйка, где хороший хозяин Дают детям щедрый дар». Добрый вечер! Колядка Бежала мышка по льду, Потеряла коляду. А ты беги, позабирай, Будет шишка и каравай.
Физкультминутка (говориать стих «Поможем маме» с имитацией движений) Дружно ловкими руками Поможем мы маме. Посуду хорошо перемоем, вытрем насухо, сложим и при этом не побьем. Пыль сотрем и подметем — Везде порядок наведем. Учитель.
На какие праздники красят яйца? — А жарят блины и сжигают чучело? — Когда мы празднуем Масленицу? — Масленица — это последняя неделя перед Великим постом. Это время развлечений и забав.
По селам носили соломенное чучело, в которое дети бросали снежки. Потом его сжигали или топили в реке. На Масленицу пекли блины, оладушки, а главной пищей были вареники с сыром. (Целесообразно использовать карточки «Народные праздники. Поры года» издательства «Утро».) 5.
Упражнение «Микрофон». — Какие праздники отмечают в вашей семье? расскажите об одном из них.
6. Работа с учебником (С. 29). Ученики рассматривают рисунки. По рисункам рассказывают, как проводят выходные дни семьи. — Где находится семья в свой выходный день на первом рисунке? — Что делает отец? — Что делает мама? — Что делают дети? — Почему отдых на природе — один из наилучших? — Где проводит свой выходной семья на втором рисунке? — Что делают отец и дедушка? — Что делает мальчик? — Что делает мама? — Что делает бабушка? — Что делает девочка? — Как еще можно провести выходные, каникулы? — Как отдыхает ваша семья? Следующая серия рисунков рассказывает о том, чем можно заниматься в свободное время. Дети составляют предложение по рисункам. — Мышка любит ходить в поход. — Дима и Сергей любят собирать грибы. — Николай и Максим любят смотреть телепередачи. — Денис и Саша любят мастерить. — Каким из этих видов отдыха не стоит восхищаться? (Просмотром телепередач). — Назовите свое любимое занятие. Вывод. Человек отдыхает только тогда, когда занимается любимым делом. 7. Итог урока. — О каких праздниках вы узнали на уроке? — Какие праздники любят в вашей семье? — Какой праздник вы больше всего ждете? — Какие праздники всегда отмечают в ваших семьях? — К какому празднику вы сейчас готовитесь? — Когда празднуют Рождество? — Какие щедровки, колядки, загадки вы запомнили? — Как ваша семья проводит выходные летом? Зимой? Осенью? Весной? — Какой отдых является наилучшим? На уроке можно также использовать тест «Какой отдых лучший Для вас». — Лежать на диване, смотреть в потолок и ничего не делать. — Читать интересную книжку. — Заниматься спортом. — Петь и танцевать. Учитель. Наилучший отдых — это изменение деятельности. т. е., если вы сидели и читали, то после этого необходимо поиграть в футбол или потанцевать, и наоборот.
Урок. Праздники моей семьи. Досуг семьи