Урок развития речи. Написание собственных рубаи
Цель: Ознакомить с вариантами составления калиграмм к стихам О. Хайяма; провести подготовительную работу для написания ученических рубаи; предложить темы для стихов; развивать письменную связную речь, творческие способности; воспитывать стремление владеть художественным словом.
Оборудование: Ученические калиграммы к стихам О. Хайяма; карточки с задачами.
Мне напоминают человеческие сердца хрупкое и тоненькое сердце карандаша —
Д. Павлычко.
Ход урока.
І. Актуализация Опорных Знаний.
Проверка домашней задачи: калиграммы к рубаи О. Хайяма.
II. Мотивация учебной деятельности.
— Влияние поэзии О. Хайяма на мировую литературу тяжело переоценить. Составляли рубаи также и украинские поэты. Например, Дмитрий
Павлычко в 1987 г. издал сборник своих поэзий под названием «Рубаи». Один
из его стихов вынесен в эпиграф нашего урока. Но, чтобы прочитать
его полностью, нужно «составить пазлы», т. е. вернуть все слова на
свои места. (Ответы учеников).
Зачитывается стих.
Мне напоминают человеческие сердца хрупкое и тоненькое сердце карандаша — Сломать легко, застрогать тяжелее, Списать невозможно до конца.
— как вы понимаете этот стих?
(Ответы учеников).
— Итак, и мы сегодня будем писать рубаи карандашом и… сердцем. Иначе
настоящие поэты не пишут.
III. Работа Над Темой Урока.
1. Подготовка к написанию рубаи.
1) Особенности рубаи.
Четверостишие; 1, 3, 4 строки рифмуются; последняя строка содержит вывод.
2) Восстановите текст стихов.
Нет, не угнетают меня страхи и сожаления, что умереть должен я, что времени у нас мало: Того, что судимо, бояться не нужно. (На, прожить, боюсь, земли, неправедно).
Ответ. Боюсь неправедно прожить на земле.
Пусть каждый миг, который в вечность промелькнет, Тебя осчастливит, так как главное, Что нам дается здесь,- жизнь: следи же! (Пройдет, как, и, ты, она, захочешь, так).
Ответ. Как ты захочешь, так она и пройдет.
Я только и знаю, что знание ищу
В глубочайшие тайны проникаю. Я думаю уже семьдесят два года (Ничего, вижу, и, не знаю, что, я)
Ответ. И вижу, что ничего я не знаю.
3) Буриме.
Составьте собственные стихи по представленным стихам. Сравните их с рубаи Хайяма.
— ____ кончилась;
______ закрылась!
______ носит название,
Девалась?
Как жаль, что весна моя кончилась И книга юности навек закрылась! Та пташечка, которая молодостью носит название, Откуда она взялась? Куда девалась?
Глины,
___ вины.
Хочет глубины?
Когда естество мое лепил Творец из глины, Заранее ведал он обо всех моих винах. Если от него грех, Почему меня он хочет В день суда ввергнуть в горящие глубины?
___ покоя,
___ водой?
___ лет
Малой!
Дождемся ли желанного покоя, дойдем ли к дому над водой? О, как я хочу после тысяч лет Сойти с земли хоть травкой малой!
4) Составьте собственные рубаи по темам.
А) О холодной зиме, ее плюсах и минусах;
Б) об обучении в школе, его положительных и отрицательных моментах (для ученика);
В) о жизни в городе, ее неудобствах и преимуществах.
Зачитывание поэзий. Комментарии, оценивание.
IV. Итоги урока.
V. Д Омашняя задача.
Индивидуальная задача. Подготовить выступление о поэзии трубадуров.
Урок развития речи. Написание собственных рубаи