Урок развития связной речи. И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы». Выдумывание версии окончания произведения
Цель: продолжить работу над изучением быта, культуры, образа жизни запорожцев, анализировать раздумья о судьбе Украины; развивать аналитические способности учеников, навыки сравнения произведений литературы и изобразительного искусства, развивать поэтические и писательские способности учеников умения придумывать собственную версию окончания произведения; воспитывать уважение к славному прошлому наших предков.
Оборудование: Портрет Нечуя-Левицкого, карта Запорожской Сечи, репродукции картин И. Репина «Запорожцы», С. Васильковского «Казаки в степи», Е. Кибрика «В Запорожской Сечи».
Тип урока: Интегрированный (украинская литература, история, изобразительное искусство).
Возродится пращуров слава далекая,
Традиции и подвиги всех казаков.
Деток принесут нам немало аисты,
Приумножим гордость и славу веков.
Л. Слипенко.
Ход урока.
I. Объявление Темы И Цели Урока во Время Актуализации Знаний.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа с вопросами.
Составляли ли вы когда-нибудь окончание книги? Произведения о Запорожской Сечи читали? Что узнали на уроках истории о казаках? Какие картины о запорожцах видели?
— Как Иван Нечуй-Левицкий изобразил запорожцев в своем произведении?
2. Исследовательская работа (в группах).
Отыскать в тексте:
1) описание Запорожской Сечи;
2) портрет Карпа Летающего;
3) раздумья запорожцев о судьбе Украины.
3. Беседа по произведению:
Что стало известно о быте, законах и обычаях Запорожской Сечи? Почему ее называют «гнездом, откуда вылетают все те гордые и сильные, как львы»? Как автор относится к этой своеобразной военной республике?
4. Сообщение учеников из творческой группы, которую подготовил учитель-историк.
1) Выступление первого члена творческой группы на тему: «Образование Запорожской Сечи».
2) Выступление второго члена на тему «Быт и обычаи запорожцев».
3) Выступление учителя истории, показ иллюстраций с изображением казацких атрибутов.
5. Сообщение учителя изобразительного искусства о художниках, которые писали картины о запорожцах.
Это И. Репин «Запорожцы», С. Васильковский «Казаки в степи», Е. Кибрик «В Запорожской Сечи».
Подобно историческим литературным произведениям, кинофильмам или театральным спектаклям картины исторического жанра рассказывают о событиях прошлого и об исторических лицах. Художник должен знать историю, быт, обычаи той эпохи, которую он изображает. Вглядитесь в лицо людей, изображенных на картине С. Васильковского «Казаки в степи».
Что вы можете сказать о выражении лица? Какую информацию несет изображенная одежда? Какими красками художник изображает свою картину? Сравнить, как изображают казаков художники и писатели.
6. Чтение украинских народных пословиц о казаках.
Перекликаются ли они с литературной сказкой о запорожцах?
Степь и воля — казацкая судьба.
Где казак, там и слава.
Хлеб и вода — это казацкая еда.
Береженного бог бережет, а казака сабля стережет.
7. Устное рисование о значении Сечи для современных украинцев как символа патриотизма, мужества, борьбы за волю.
8. Физкультминутка.
9. Составление плана к произведению Нечуя-Левицкого «Запорожцы».
10. Выявление фантастических элементов произведения.
11. Творческая работа. Подобрать рифмы к словам:
Казаки — на века. Свободные — общие. Волю — судьбу. Края — рай.
12. Конкурс эрудитов. Что такое рифма?
13. Чтение стиха Л. Слипенко «Я верю в будущее твое, Украина»
Я верю в будущее твое, Украина
Я верю в будущее твое, Украина,
Я верю, что будут жить лучше братья,
Как силы приложим в работе упорной
Шахтер и свинарка, ученый, я и ты.
Я верю, что снова запылают мартены,
Что в поле работу начнут тракторы,
Я верю, что снова заработают станки И
Лучшей нам не желать поры.
Возродится пращуров слава далекая,
Традиции и подвиги всех казаков.
Деток принесут нам немало аисты,
Приумножим гордость и славу веков.
Мы не угрожаем другим народам,
Мы бережем просторный наш дом.
Место всем есть под небосводом.
Быть лишь счастью и смеху в нем.
Люблю тебя очень за то, что ты свободная.
Горжусь, что ты — самостоятельное государство.
Ты будешь в почете и в мире известная.
Ждет тебя в будущем слава.
14. Выступления учеников с разными вариантами ответов на вопрос: осуществились ли мечты казаков? 15. Работа над составлением своей версии окончания сказки Нечуя-Левицкого «Запорожцы».
Версия 1 . Марко Летающий пошел посмотреть на свою лодку и встретил там Русалку, которая помогла ему выплыть. Он вернулся в Украину и рассказал о жизни казаков.
Версия 2 . Гетман пригласил казаков в церковь. Марко получил аудиенцию с Богом, который его оживил. Казаки перед дорогой домой дали Летающему приказ сделать все возможное, чтобы наша Украина была свободной, независимой, богатой. Марко проповедовал эти слова среди людей. Приказ казаков был выполнен. Украина стала независимой, а чтобы стала богатой — необходимо возродить промышленность, навести порядок на полях. А потому Марк Летающий там, где он больше всего нужен.
II. Итог урока.
III. Домашняя задача.
Подготовить сообщение «Быт и культура запорожцев».
Урок развития связной речи. И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы». Выдумывание версии окончания произведения