Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие»
Урок презентация — >скачать презентацию Цели: 1. Сформулировать представление о некоторых особенностях фонетической системы русского языка и русской звучащей речи. 2. Создать базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики. 3. Повторить орф. №1,2, 3, синтаксис простого и сложного предложения. 4.
Вырабатывать навыки грамотного письма. 5. Развивать культуру устной и письменной речи.
6. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку. Ход урока. I. Объявление темы и целей урока. (Показ слайда № 1) П. Повторение. 1.
Два человека работают по карточкам у доски. Карточка № 1. Жалоба. Дядя прашу тебя, памаги Твоей плимяннице Оли, А то небудет ее наги В этой пративной школе Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил два, А сам сказал, что маю работу Даже несмок прочитать. Попраси его дядя исправить двойку И паставить мне пять. (При проверке демонстрируется слайд № 3) Задание: перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева.
Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, подобрав проверочные слова и объяснив написание, расставьте знаки препинания. Какие орфограммы не усвоила Оля? Карточка № 2, Тест. 1) В каком слове окончание — и?
A. На печк… B.
К Марь… C.
С дорог… D. На площадк… 2) Укажи словосочетание: A. Играют и поют B. Грачи прилетели C.
Сладкий и горький D. Вкусный мед 3) В предложении Завтра будет сильный ветер слово «завтра» является: A.
Определением B. Обстоятельством C. Дополнением 4) Какое слово пишется слитно: A. (по)шел B. (по)дороге C. (по)набережной D.
(по)полю 5) На вопрос Что такое предмет? отвечает: A. Подлежащее B. Дополнение C.
Сказуемое D. Определение 6) Сколько звуков в слове «льют»? A. 4 B. 3 C. 5 D. 2 7) Какой знак нужно поставить в данном предложении?
-Марс самая маленькая планета. A. Запятую В. Тире B. Никакой C. Двоеточие 2. Два человека работают по карточкам на месте (карточки — по усмотрению учителя).
3. Работа с классом. Цифровой диктант (слайд № 2). — I вариант записывает номера сложных предложений, II вариант записывает номера предложений с однородными членами. 1) В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. 2) Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.
3) Отзвенит ручьями весна, и наступит лето. 4) Тут ее тоска взяла, и царица умерла.
5) В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь. 6) Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.
7) Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва. 8) Весело, радостно играют у высокой сосны белки.
9) Красив, наряден русский лес. 10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат. 4. Игра «Четвертый лишний». Ночь, меч, туч, встреч.
Ширь, чудо, жюри, жизнь. Налью, на пне, надою, напьюсь. Поздний, местный, прелестный, прекрасный. — По какому признаку одно слово в строчке лишнее? Ш. Объяснение нового материала. — Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы.
Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть глазу трудные места в словах. О месте, где может возникнуть ошибка, можно сказать, что это «ошибкоопасное» место.
Чтобы увидеть это место, надо понимать, почему оно возникает. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. На предыдущих уроках мы рассмотрели, что гласные и согласные звуки могут оказываться в слабой и сильной позициях. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, почему звуки, стоящие в словах слева (слова справа закрыты), представляют трудность при подачи их на письме соответствующими буквами? (слайд № 4)
Дуб — дубы Пруд — пруды Кружка — кружек Сказка — сказок Ходьба — ходить Прут — прутик Косьба — косить Молотьба — молотить Крошка — крошить
(потому, что на месте «б» может произноситься [п], на месте «з» — [с] и наоборот) — По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости — глухости). — Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т. е. произносятся как парные им глухие) Дуб — ду[п], пруд — пру[т] — Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются) Кру[ш]ка, ска[с]ка — Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т. е. их произношение в этой позиции не меняется.) Хо[д’]ба — Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.) Пру[т] — Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т. е. произносятся как парные им звонкие). Ко[з’]ба, моло[д’]ба — Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений). Кро[ш]ка — Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости — глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] — пруд и пру[т] — прут, а записать его надо двумя разными буквами. — Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку). Четко вслух читаются примеры, — Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные). — В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило. — Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные. IV. Закрепление. — На доске записаны слова:t гря…ка, тетра…ка, зу…ки, шу…ки, сне.. .ки, пиро.. .ки. (Слайд) — Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова: Парные согласные самые опасные. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово быстро изменяй. Рядом гласный подставляй. — Где растет морковь? — На грядках. — Буквы пишут где? — В тетрадках. — Чистим что мы? — Чистим зубки. — Одеваем в холод? — Шубки. — Любим мы играть в.. .(снежки), — Печь из снега.. .(пирожки). — Парный в слове проверяй — Рядом гласный подставляй. — Грядка! Нет чего? — Нет грядок. — А тетрадка? — Нет тетрадок. — Зубки! — Изменили: зубы. — Шубки! — Проверяем: шубы. — Снежки — снежок. — Аппетитный.. .пирожок! — Работа с учебником. 1. Выполняются устно упражнения 276, 277, 278. В упр. 278 обратить внимание на аллитерацию, 2. Игра-эстафета «Не подводи свой ряд» Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова. 1 ряд: мо.. .г, ви.. .г, дро.. .д, съе.. .д, пое.. .д, ска.. .ка, зу…. 2 ряд: гво..дь, гру.. .ть, гро.. .дь, съе.. .т, ду…, ло.. .ка, зве.. .д. Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок. V. Обобщение материала. Выводы. Все напишем правильно И запомним правило. Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй. Парные согласные Самые опасные. (Слайд № 6) VI. Домашнее задание. Повторить орф. № 4, 6. Упр. 281 Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна Муниципальное общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя школа №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области
Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие»