Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»
Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»
Составила:
Семенец Лариса Викторовна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Тюлькинская ООШ».
Тема: Алфавит
Цели: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита.
— формирование УУД:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные: выполнение заданий с использованием материальных объектов , поиск и выделение необходимой информации; Умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями. Умение работать со словарем.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учиться работать по предложенному учителем плану, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Поисково-исследовательский
Ход
Послушайте музыку. Из какой она сказки?
А вы знаете, что Буратино тоже учился? Кто был его учителем?
Для чего я ее вам включила? Мы с вами сегодня будем учиться вместе с Буратино. Будем ему помогать?
Орфографическая минутка.
Мальвина задала Буратино предложение.
У Гриши жила сорока Капа.
— назовите орфограммы. Какое правило использовали для написания первого слова?
Запись под диктовку.
самопроверка.
Самоопределение к деятельности.
— Мальвина еще одно предложение задала. Прочитайте предложение.
Сорока Капа нашла арбузное семечко.
— как узнать какие буквы нужно записать на месте пропусков?
— возьмите орфографический словарь, найдите слово семечко.
— почему у вас не получилось найти это слово?
— как же находят другие?
Работа по теме.
— кто ответит как найти слово в словаре?
— что такое алфавит?
Работа с алфавитом.
Посмотрите на алфавит. Сколько букв в русском языке?
Где расположена буква С? (Примерно в середине, значит начнем искать в середине.
Найдите слово «семена» в словаре, прочитайте, вставьте пропущенные буквы.
Что помогло нам найти нужное слово в словаре?
Какое название правильное «алфавит» или «азбука».
— Попробуйте объяснить, почему ее так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука».
Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке.
Каждая буква имеет свое постоянное место и название.
Кто создал азбуку? Прочитайте в учебнике стр. 50 упр.90
Запишите предложение. Почему Кирилл и Мефодий написаны с большой буквы. Подчеркните имена собственные.
8. Знакомство с историей алфавита.
Историк Геродот писал, что древние люди научились письму от финикийцев.
Буквы в финикийском алфавите расположены в определенном порядке. Он является родоначальником греческого, арабского и других алфавитов.
От греческого алфавита произошел церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием. Этот алфавит имеет другое название кириллица.
При Петре 1 появился более легкий для чтения вариант алфавита кириллицы, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.
— Где в жизни человек используется алфавит? (Составление списков, словарей, энциклопедий, в библиотеке.
Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.
Справочники составляются по алфавиту и т. д.
Мальвина дает задание Буратино — представь себе, что ты в библиотеке. Тебе нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.
Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А?
Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем первой?
-Записываем «Житков Б.». Продолжите. Проверка.
Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей.
Физминутка.
Следующее задание Мальвину
— Расставьте имена в алфавитном порядке.
Взаимопроверка.
Только Буратино хотел сбежать от Мальвины, как получил еще одно задание.
— вставь пропущенные буквы в алфавит.
Так как ты запомнил алфавит, запиши в алфавитном порядке слова
Это интересно.
VIII. Домашнее задание.
Выучить алфавит.
Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»