Урок — семинар для 11 класса по теме: » Квантово — волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества» — Скачать
Урок — семинар
Орлова Н. Г. — учитель физики МБОУ «Тучковская СОШ №3»
Тема урока: » Квантово — волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества».
» Нет ничего темнее света «
Задачи урока: Образовательная — обобщить и систематизировать знания учащихся о природе световых явлений и о единстве волновых и корпускулярных свойств света и вещества, а также повторить вопросы практического применения оптических явлений; умение строить модели физических процессов.
Развивающая — формирование навыков самостоятельности и активности у учащихся при работе с дополнительной литературой и работой в группах; умение делать выводы.
Воспитательная — формирование фундамента мировоззрения — системы обобщенных с философских позиций знаний, а также формирования диалектико — материалистических убеждений учащихся ; расширение представлений учащихся о познавательных возможностях наблюдения, эксперимента.
Педагогическая технология: проблемное изучение, групповая и индивидуальная работа.
Рассмотрим в качестве примера, как можно организовать проблемное изучение квантовой теории света в 11 классе. Знакомство с ней происходит при прохождении темы «Световые кванты. Действия света». Здесь учащиеся знакомятся с одним из фундаментальных понятий современной физики — понятием о квантах света — фотоне, впервые сталкиваются и с «парадоксами» современной физики.
С удивлением узнают о том, что одно и тоже физическое явление — свет, имеющее единую электромагнитную природу, может столь по — разному проявлять себя: с одной стороны, как типично волновой процесс в явлениях интерференции, дифракции, поляризации, а с другой — как поток «частиц» света — фотонов — в явлении фотоэффекта. Не сразу и не без труда свыкаются учащиеся с мыслью о дуализме свойств света.
Задача учителя при изучении данной темы состоит в том, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные положения квантовой теории света.
Семинарское занятие в старших классах провожу в течении 45 минут, отведя на него один урок. При этом каждый ученик получает объективную оценку своим знаниям, умениям, умению их преподнести, а также своей деятельности в ходе занятия.
Задания, которые получают учащиеся заранее, для обсуждения вопросов :
1.Электромагнитная природа света. Волновые свойства света. Квантовые свойства света.
2.Фотон и его характеристики. 3.Практическое использование световых явлений.
План проведения семинара.
1.Вводное слово учителя. Постановка задач семинара.
2.Обсуждение знаний о свете — обсуждение проводится со всем классом
3.Рассмотрение свойств фотона и их диалектико — материалистическое истолкование — проводится в форме организации работы групп учащихся с последующим обсуждением итогов работы групп
4.Повторение материала о практическом применении оптических явлений — проводится коллективно всем классом .
5.Подведение итогов семинара. Формулировка мировоззренческих значимых выводов — ведущая роль принадлежит учителю
1.Во вступительном слове учитель указывает на то, что на семинаре необходимо подвести предварительные итоги учения оптических явлений и постараться систематизировать уже имеющиеся знания о свете. Достаточно длительное изучение световых явлений в науке показало сложность и многогранность данной проблемы. Поэтому и в процессе изучения оптических явлений учащимся необходимо видеть эту сложность и многогранность и постараться обобщить на данном этапе имеющиеся у учащихся знания.
2.Для второго этапа используем четыре вида работы.
1)Проследим путь развития квантовой и волновой теории света и представить его кратко в виде структурно — логической схемы:
А)указать экспериментальные факты, которые привели к формулировке данной гипотезе света; кем и когда были установлены эти факты;
Б)сформулировать данную гипотезу света, показать ее развитие;
В)какие следствия вытекают из положений этой гипотезы;
Г)перечислить эксперименты, подтверждающие следствия данной гипотезы; когда и кем были проделаны эти эксперименты.
2)Обсуждение вопроса «Что такое свет?»
Закончите предложение: «Свет — это… «, выбрав один из ответов:
_ электромагнитная волна;
_ поток частиц — фотонов;
_ волна и поток частиц;
_ ни волна, ни поток частиц;
_ ни один из ответов не подходит.
В ходе обсуждения учащиеся должны придти к последнему ответу.
Нужно сделать в итоге вывод: » Свет — это сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами и волн и частиц, однако является не тем, ни другим. Свет — это материальный объект, конкретнее — второй известный учащимся вид материи — частный случай электромагнитного поля». .
Затем, опираясь на ответы учащихся, можно будет «собрать вместе свойства света — волновые и корпускулярные, а именно и др.
3)Составление таблицы следующего содержания .
Волновые свойства света | «Корпускулярные» Свойства света Квантовые |
Интерференция, дифракция, поляризация, Дисперсия, отражение, преломление, Давление света | Тепловое излучение, фотоэффект, химическое действие света, люминесценция, Давление света |
Волновые: V, λ, ν | Корпускулярные: Е, m, Р |
Характеристики фотона: Е =
Урок — семинар для 11 класса по теме: » Квантово — волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества» — Скачать