Урок. Синонимы (закрепление)
1. Проверка домашнего задания. 1.1.
Расскажем о синонимах. В чем состоит их отличие от омонимов? 1.2. Какие синонимы подобрали к слову волшебник?
Чародей, колдун, маг, кудесник. 2. Роль синонимов в речи. 2.1. Составим предложения со словами: пасмурный, хмурый, серый, ненастный. Что является общим в лексическом значении этих слов? Выявим, какими оттенками лексических значений отличаются эти слова.
2.2. Синонимы как средство связи предложений в тексте. 2.3. Синонимы как средство художественной выразительности.
Найдем синонимы в тексте и объясним их роль в создании художественного образа. Море и утес И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет и ревет, Лексика. Культура речи И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот…
Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила — И пучину взворошила, И поставила вверх дном? Волн неистовым прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьют утес береговой, — Но спокойный и надменный Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан.
‘ И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал обрызнул сокрушенный, И струится мутной пеной Обессиленный порыв… Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час, другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой У томясь потехой злою, Присмиреет вновь она, И без вою и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…
Ф. И.
Тютчев 2.4. Отредактируем фрагмент школьного сочинения. На картине Н. Э.
Грабаря мы видим березовую рощу. На кар тине он написал один из февральских дней. Н. Э. Грабарь пока зал березу освещенной яркими лучами солнца, 2.5. Работа с текстом. Прочитаем.
Подберем заголовок. Отредактируем. Объясним постановку знаков препинания. Выучим синонимы слова блистать. 3. Вывод. Какое значение имеют синонимы в речи?
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.
Урок. Синонимы (закрепление)