Урок — Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова «Зима» со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»
I. Проверка домашнего задания
1. Чтение наизусть стихотворения И. 3. Сурикова «Зима»
(Варианты выразительного чтения стихотворения обсуждаются и оцениваются самими учащимися.)
Можно провести чтение стихотворения в форме конкурса на лучшее исполнение, в котором сами учащиеся будут выполнять роль жюри и решать, чье чтение будет лучшим.
2. Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова «Зима» со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Учитель. Дома вы сопоставляли стихотворение Сурикова «Зима» и стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Чем отличаются картины природы, изображенные поэтами?
Дети. — Суриков рисует картины наступления зимы, а Пушкин говорит о своем настроении, о своих чувствах к няне, о своих переживаниях в тяжелые минуты жизни.
Суриков передает восхищение зимними картинами, а у Пушкина они грустные, печальные, мрачные.
Картина зимнего вечера созвучна подавленному настроению автора, у Сурикова настроение радостное, бодрое, светлое, восторженное.
Суриков просто рисует одну картину за другой, а Пушкин передает свое обращение к няне, говорит и о себе.
— Пушкин ведет повествование от своего имени.
Учитель. Молодцы, ребята.
П. Работа над новым материалом
1. Сообщение темы нового урока, постановка учебных задач
Учитель. Мы продолжим чтение стихов о зиме. Сегодня мы будем читать стихотворение русского поэта Ивана Саввича Никитина. Посмотрим, какая зима у этого поэта.
2. Чтение стихотворения учителем
3. Беседа после чтения
Учитель. Почему автор так назвал свое стихотворение?
Ученик. Потому что в нем говорится о начале зимы, о первом снеге.
Учитель. А теперь давайте включим свое воображение и представим себе картины, нарисованные автором.
Прочитайте текст про себя и посмотрите, сколько здесь картин.
4. Чтение текста про себя и выделение картин. Составление «словесного картинного» плана
Учитель. Итак, сколько картин вы представили, когда читали текст?
Дети. — У меня три картины.
А у меня пять.
А я выделил четыре.
Учитель. Какие же? Нарисуйте их своими словами, и у нас получится «словесный картинный» план. А в тексте найдите «рисующие» слова, которыми автор эти картины изображает.
1я картина Учитель. Автор рисует здесь ненастную осеннюю погоду: «…дождь в стекла окон стучал». На улице холодно («Веял холод в лицо»), туманно; в небе плывут низкие тяжелые облака:
«Над землею туман Облаками вставал».
Картина угрюмая, сумрачная, безрадостная: «От угрюмых небес…», «…плакал сумрачный лес».
Как бы вы назвали эту картину?
Дети. — «Осенняя дождливая погода».
«Конец осени».
«Осенняя непогода».
«Осеннее ненастье».
2я картина Учитель. А дальше картина меняется: дождя нет («В полночь дождь перестал»). В воздухе закружились снежинки. Они мягкие, пушистые: «И что белый пушок». Снежинки падали на мокрую землю, и я даже представила себе, как они тают:
«На осеннюю грязь Начал падать снежок».
А как можно озаглавить такую картину? Дети. — «Первые снежинки».
— «Первый снег».
3я картина Учитель. Прошла ночь: «Ночь прошла. Рассвело». Небо стало чистым и безоблачным: «Нет нигде облачка». Чистый воздух, легко дышится: «Воздух легок и чист». На улице мороз: «Замерзла река». Все вокруг покрыто снегом:
«На дворах и домах Снег лежит полотном…»
Погода ясная, солнечная:
«И от солнца блестит Разноцветным огнем».
Картина радостная, яркая, светлая. А как вы ее назовете? Дети. — «Солнечное утро».
«Все в снегу».
«Зима настала».
4я картина Учитель. На картине зимний лес. Он преобразился, уже не сумрачный, а веселый:
«Смотрит весело лес Изпод черных кудрей».
Лес радуется: «Словно рад он чему». На ветках деревьев застыли слезы, лес плачет от радости, его замерзшие слезинки («капли сдержанных слез») похожи на алмазы: «Как
Алмазы, горят…». Картина очень яркая, блестящая, красочная.
Какое название вы ей придумаете?
Дети. — «Зимний лес».
«Застывшие слезы радости».
«Зимние слезы».
«Смотрит весело лес Изпод черных кудрей».
Учитель. Вот мы и составили «картинный» план и даже придумали названия картинам.
5. Работа над художественными средствами
Учитель. А теперь найдите в тексте сравнения. Дети. — «И Что белый пушок«.
«Снег лежит Полотном«.
«И от солнца блестит Разноцветным огнем«.
«Как алмазы, горят…»
Учитель. А для чего автор придумал эти сравнения? Дети. — Чтобы картины получились яркими.
Чтобы точнее изобразить картины природы.
Чтобы читатели их смогли лучше себе представить. Учитель. А теперь найдите в тексте еще слова, которые
Рисуют явления и предметы природы, как живых существ. Дети. — «…дождь в стекла окон стучал».
«Над землею туман Облаками вставал».
«Веял холод в лицо».
«Плакал сумрачный лес».
«Смотрит весело лес Изпод черных кудрей».
«Словно рад он чему».
«Капли сдержанных слез».
6. Соотнесение стихотворений И. 3. Сурикова и И. С. Никитина
Учитель. А теперь сравним стихотворения Сурикова и Никитина. Похожи они?
Дети. — Да, похожи: они оба о зиме.
И о первом снеге.
О наступлении зимы.
Учитель. А по настроению они одинаковы?
Дети. — Нет, не совсем одинаковые. Суриков сразу рисует радостные, бодрые, светлые картины зимы и восхищается ими, а у Никитина настроение сначала грустное, нерадостное, а потом оно меняется вместе с картинами.
Настроение поднялось с началом снегопада.
Дальше зимняя картина вызвала у поэта веселое и бодрое настроение, оно вызвано чистым, свежим воздухом, морозами.
Настроение у автора в конце стихотворения восторженнорадостное, особенно там, где он говорит о лесе, сравнивает замерзшие капли с разноцветными алмазами.
7. Соотнесение зрительного и словесного образов природы
Учитель. А теперь давайте рассмотрим картину художника Крылова «Зимний пейзаж» и подумаем, случайно ли ее поместили на этой странице, или, может быть, она имеет какоенибудь отношение к прочитанному стихотворению.
(Ребята рассматривают картину и обмениваются своими впечатлениями.)
Учитель. Никифор Степанович Крылов — художник начала XIX века, он первым в русской живописи стал изображать простых людей, крестьян и простую русскую природу. До этого было принято рисовать портреты знатных особ: царей, вельмож, членов их семей.
Крылов прожил очень короткую жизнь — всего двадцать девять лет, после него сохранилось всего три картины, в том числе и эта, которая показывает его большое мастерство.
Всмотритесь в картину. Какой день изображен на ней: ясный или пасмурный? Как художнику удалось показать это на картине?
(С помощью учителя дети обращают внимание на прозрачность воздуха, которая достигается контрастом цветов: белый снег и темные деревья, лес вдали, тени от деревьев и
Предметов; глубина изображения на картине, дальний план, открывающийся взгляду в перспективе, изображен четко, все детали вырисованы тщательно: ветви деревьев, люди, одежда.)
Учитель. У этой картины есть еще одно название: «Русская зима». Подтверждается ли это название изображением на картине и как?
Дети. — На картине изображен русский пейзаж: много снега, вдали замерзшая река, ясная морозная погода.
Художник изобразил не только пейзаж, но и людей. Они в русской одежде: в тулупах, на головах у женщин яркие платки.
Женщины несут воду на коромысле.
Здесь мужик с лошадкой.
Вдали виднеется постройка, похожая на баню.
В картине все говорит о том, что это действительно русская зима.
Учитель. А теперь давайте соотнесем эту картину со стихотворением Никитина. Найдите в тексте строчки, которые можно подписать под этой картиной.
Дети (читают).
«Воздух легок и чист, И замерзла река».
«Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем».
«На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Изпод черных кудрей…»
8. Выразительное чтение стихотворения
Учитель. А теперь попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать меняющееся настроение автора, связанное с изменением картин.
(Ребята упражняются в выразительном чтении. Варианты чтения обсуждаются, отрабатываются, подбирается соответствующая интонация.)
Домашнее задание. Выучить наизусть понравившиеся картины из стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы». Сравнить картины художников Н. С. Крылова и И. И. Шишкина. Пофантазировать и представить, что бы произошло, если бы картины ожили.
Урок — Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова «Зима» со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»