Урок — Составление характеристики матери
Работа над новым материалом
1. Составление характеристики матери
Учитель. А сейчас мы будем составлять характеристику главной героини рассказа. На ваших партах лежат листочки, на которых записаны слова, характеризующие человека вообще, а вы подчеркните только те качества, которые относятся конкретно к образу мамы из рассказа «Большая береза». Но условие этой работы будет такое: вы подчеркнете слово только в том случае, если в тексте найдете подтверждение, а рядом со словом на листочке укажите «адрес» цитаты — страницу и абзац.
(Ребята выполняют работу самостоятельно, затем задание обсуждается коллективно.
Ниже приводится карточка для самостоятельной работы.
Словарь для составления характеристики героя произведения
Качества человека | Доказательства из текста, «адрес» цитаты |
С. 91, 3я строка снизу, с. 93, 14я строка сверху | |
С. 93, 12я строка снизу | |
С. 94, 11я строка сверху | |
С. 93, 12я строка сверху | |
С. 93, 8я строка снизу, с. 94, 11я строка снизу | |
С. 94, 2я строка снизу | |
(спокойное состояние, при котором сохраняется ясность мысли и выдержка) | С. 93, 9я и 10я строка сверху, с. 93, 14я строка сверху, с. 94, 11я строка сверху |
(способность владеть собой в Чрезвычайных ситуациях) | Там же |
В процессе работы над образом матери в рассказе «Большая береза» школьники еще раз обращаются к тексту, находят цитаты, которые помогли им сделать вывод.)
Такая работа не только закрепляет умение составлять характеристику героя, но и пополнит активный словарь детей новыми словами («хладнокровие», «самообладание», «слабоволие» и др.). Кроме того, закрепляются навыки работы с цитатами — дети учатся быстро находить в тексте нужные слова и указывать их «адрес», т. е. местонахождение цитаты: страницу и строчку.
2. Обучение пересказу с изменением лица рассказчика
Учитель. Ребята, а теперь рассмотрите иллюстрацию в учебнике: к какому моменту рассказа нарисовал ее художник?
Дети. — К моменту, когда мама впервые увидела Алешу на березе.
А может быть, к тому моменту, когда Алеша уже спускался с дерева, а мама стояла внизу и давала ему советы?
Этот рисунок можно отнести и ко второй, и к третьей части.
Учитель. Удалось художнику передать чувства, состояние своих героев?
Дети. — Да, удалось: лица у героев напряженные.
Мальчик смотрит вниз, он осторожно спускается с дерева.
Видно, что мальчику нелегко: он весь в напряжении, сосредоточенный и внимательный.
Учитель. А теперь давайте поставим себя на место Алеши и попробуем пересказать текст от его имени: о его чувствах, переживаниях, обо всем, что с ним произошло в тот день.
Поскольку такая работа проводится впервые, осуществляется она коллективно и с помощью учителя.
Учитель. Итак, ребята, с чего начнем рассказ Алеши?
(Ребята придумывают начало рассказа, затем его продолжают по цепочке друг за другом, их ответы связываются и обсуждаются учителем и одноклассниками, корректируются. Учитель следит за последовательностью изложения. В результате получился примерный устный рассказ.
Рассказ Алеши.
Однажды я залез на большое дерево. Лезть вверх было легко, и я быстро забрался на самую верхушку. Когда посмотрел вниз, у меня закружилась голова.
Я хотел спуститься, но мне было страшно. Я обхватил ствол руками и ногами и от испуга зажмурил глаза.
А тут появилась мама. Я испугался еще больше: думал, что она будет меня ругать. Но, к моему удивлению, мама подошла к дереву спокойно и заговорила ласковым и бодрым голосом. Она давала мне советы, успокаивала меня, просила не торопиться, подсказывала, за какую ветку держаться и на какой сучок встать. Я осторожно начал спускаться вниз.
Но тут на тропе появился незнакомый толстый дачник и начал меня сердито ругать. От неожиданности я вздрогнул и чуть было не сорвался. Но мама спокойным голосом объяснила дачнику, что я молодец и умею лазить по деревьям. Ее слова приободрили меня, придали уверенности, и я продолжал спускаться. А внизу стояла мама и давала мне советы, говорила ласковые и ободряющие слова.
Я спрыгнул на землю. Тут ко мне подбежала мама, обняла и дрожащим от волнения голосом попросила никогда не лазить так высоко. Потом она побежала к оврагу, села и заплакала. И я понял, как ей было тяжело сдерживать себя, когда она увидела меня на дереве. Она боялась, чтобы ее волнение не передалось мне, тогда она думала только обо мне. Я понял, как сильно мама меня любит.
Я начал успокаивать свою маму, обещал ей, что никогда больше не буду ее огорчать. Но мама все плакала. Я впервые видел, как плакала мама. Мне было ее очень жалко. Ее слез я никогда не забуду, и я поклялся тогда никогда больше не делать ей больно.
Особое внимание учащихся необходимо сосредоточить на концовке рассказа: отношение сына к матери, его переживание и глубокое раскаяние от того, что своим поступком он заставил маму плакать и расстраиваться. Пусть эти слова останутся в душе школьников надолго, а возможно, и навсегда.
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А. Л. Барто «Перед сном». Написать минисочинение о своей маме по образцу рассказа Ю. Я. Яковлева «Мама», а для этого еще раз вернуться к этому рассказу и посмотреть, как он построен.
Урок — Составление характеристики матери