Урок — стихотворение Якова Лазаревича Акима «Жадина»
I. Проверка домашнего задания
(Учащиеся разыгрывают театрализованные сценки по рассказу В. А. Осеевой «До первого дождя». Они выходят к доске группами, на которые разбиваются заранее, и представляют «живые картинки » по всему рассказу или по эпизоду из него.)
П. Работа над новым материалом
1. Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Якова Лазаревича Акима «Жадина». Подумайте, почему оно помещено сразу после рассказов Валентины Александровны Осеевой?
Дети. — Потому что в этих текстах говорится об одном и том же: о жадности.
— Только Осеева об этом в своих рассказах прямо не
Говорит, а Аким уже в заглавии стихотворения сообщает,
О чем пойдет речь и о ком.
Учитель. Давайте послушаем это стихотворение, и вы скажете, могли бы вы подружиться с таким человеком.
2. Чтение текста стихотворения учителем
3. Беседа после чтения
Учитель. Почему автор дал герою не имя, а прозвище? Что такое прозвище?
Дети. — Прозвище — это обидное название, данное человеку за какиенибудь действия и поступки.
— Автор не называет героя по имени, он показывает к
Нему свое неуважение, осуждает за жадность, поэтому и дает
Ему прозвище.
4. Чтение первой части стихотворения
Учитель. А теперь давайте прочитаем, как автор описывает «жадину», кого он считает жадным человеком. Какой человек заслуживает прозвище «жадина»? Ответьте на этот вопрос словами из текста.
(Дети находят нужные строчки в тексте и читают их.)
Учитель. А как вы понимаете значение слов «дадено» и «безделица»? Найдите эти слова в цепочках перед текстом.
(Дети объясняют: дадено — дано; безделица — безделушка.)
5. Чтение второй части стихотворения
Учитель. А теперь найдите в тексте, как автор относится к жадинам? Он об этом прямо говорит?
(Дети находят нужные строки и читают их.)
Учитель. А как автор говорит: может жадина быть настоящим другом?
Дети. Нет, не может, автор говорит:
«Не выйдет из жадины Друга хорошего,
Даже приятелем Не назовешь его».
Учитель. А как надо понимать слова «даже приятелем не назовешь его»? Кто такой «приятель»? Разве «приятель» и «друг» не одно и то же? Как вы думаете?
Дети. — Нет, приятель — это не друг, а просто знакомый человек.
— Этого человека, наверное, так называют, потому что
Он «приятный», с ним приятно общаться.
Учитель. Как вы думаете, зачем автор написал это стихотворение?
Дети. — Чтобы показать читателю, что жадность — это плохой показатель дружбы.
— Что жадных людей не любят и осуждают за эту чер
Ту.
— Если хочешь, чтобы с тобой дружили, надо делиться.
Учитель. А легко ли делиться с людьми, отдавать свое?
Были в вашей жизни такие случаи? Расскажите. (Ребята делятся своими воспоминаниями.)
6. Самостоятельная работа
(На заключительной части урока учащиеся самостоятельно работают с текстом О. Е. Григорьева «Кто прав?».
Сначала ребята читают текст перед стихотворением, затем само стихотворение, отвечают на вопросы, после чего проводится выразительное чтение стихотворения с обсуждением.
С помощью учителя школьники приходят к выводу, что люди должны быть честными и принципиальными: даже своим друзьям не должны давать никаких поблажек, а честно указывать на их недостатки, помогать им исправиться.)
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Я. Л. Акима «Жадина». Выучить наизусть стихотворение О. Е. Григорьева «Кто прав?» и подготовить «живую картинку» по его содержанию.
Урок — стихотворение Якова Лазаревича Акима «Жадина»