Урок связной речи. Характеристика образа Айвенго по сложному плану
Цель: учить составлять сложный план характеристики героя художественного произведения, совершенствовать навыки письменной речи; развивать творческое мышление учеников, фантазию, воображение; воспитывать творческого читателя.
Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут подготовить сложный план характеристики персонажа художественного произведения, давать письменную характеристику главному герою романа, воспринимать большое по объему произведение целостно, совершенствовать написанное, формировать в себе творческого читателя.
Тип урока: урок развития связной речи.
Оборудование: роман В. Скотта «Айвенго», карточки с указанием основных событий романа, черт характера главного героя произведения, раздаточный материал — образец характеристики Айвенго.
Ход урока.
І. Сообщение темы, цели и задач урока.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать цель и задачу урока, учитывая его тему и тип (урок развития связной речи). Ожидания учеников записываются на доске. Учитель комментирует предложения, вносит соответствующие коррективы.
II. Актуализация опорных знаний, работа над развитием творческого читателя.
1. Прием «Воспроизведи последовательность событий».
Ученикам предлагается вспомнить ключевые события романа, участником которых был Айвенго, и расставить их в хронологической последовательности. Результаты работы записать в тетради.
1. (3) Леди Ровена — королева красоты.
2. (6) Свадьба с Ровеной.
3. (5) Поединок Айвенго с Брианом де Буагильбером.
4. (1) Пребывание пилигрима из Палестины в доме Седрика Сакса.
5. (4) В плену в замке Фрон де Бефа.
6. (2) Победа рыцаря Лишенного Наследства на турнире в Ашби.
2. Прием «Совершенствуем написанное».
Ученики подбирают синонимы к слову «Айвенго», записывают их в тетрадь. Айвенго — рыцарь, Лишенный Наследства, главный герой произведения, бесстрашный саксонец, сторонник короля, любимый Ровены, сын Седрика Сакса (пламенного патриота).
3. Выборочный литературный диктант.
Из перечисленных человеческих черт характера записать в тетрадь те, которые присущи Айвенго. Жадный, смелый, благородный, эгоистический, неверный, готовый к самопожертвованию, заботливый, справедливый, неправедный, преданный в чувствах.
4. Составление плана характеристики Айвенго с учетом созданных дома простых планов.
Сложный план характеристики Айвенго:
1. Айвенго — главный герой романа В. Скотта «Айвенго».
2. Айвенго — сакс из старинного рода:
А) причины ссоры с отцом;
Б) символическое изображение на щите рыцаря.
3. Портрет героя.
4. Смелость, храбрость, ненависть к норманнам — черты характера, которые оказывали содействие победе героя на турнире в Ашби.
5. Отношение к персонажам:
А) любовь и преданность к леди Ровене;
Б) готовность помочь Ребекке;
В) имеет человеческое сердце, защищает обиженных и обездоленных;
Г) ненависть к подлым, нечестным, коварным храмовникам, сторонникам принца Джона.
6. Айвенго — человек прогрессивных взглядов:
А) сторонник короля Ричарда І, который стремился объединить Англию;
Б) участник Третьего крестового похода, защитник христианских святынь.
7. Айвенго — выразитель идеи национального единения и централизации власти монарха.
8. Легко ли быть рыцарем?
5. Работа над составлением устной характеристики Айвенго.
В. Скотт — одно из известнейших имен в мировой литературе. Роман «Айвенго» принадлежит к роману нового типа — историческому, — зачинателем которого был В. Скотт. События произведения разворачиваются во времена владычества короля Ричарда Львиное Сердце — времена ссор, раздора и беспорядка.
В центре произведения — главный герой, Вильфред Айвенго. Он принадлежит к старинному роду саксов. Отец его — Седрик — настоящий патриот, человек храбрый и смелый, которая придерживается старинных обычаев и законов.
Айвенго — молодой, храбрый, смелый. Бесстрашно вступает он в поединки на рыцарских турнирах, отстаивая справедливость и честь. Он люто ненавидит норманнов, которые завоевали его родную землю, и вот уже 100 лет, как сеют на этой земле жестокость, неверность.
Айвенго всем сердцем полюбил леди Ровену, воспитанницу своего отца. Это чувство юноши единственное и большое: она, Ровена, пленила его сердце и мысли, именно ей он посвящает свои военные подвиги. Именно любовь к Ровене была одной из причин ссоры отца с сыном.
Айвенго — человек справедливый и благородный. Он всегда готов помочь честным людям, защитить их от своеволия коварных норманнов. Именно Айвенго становится ангелом-хранителем для красавицы Ребекки и ее отца, старого еврея Исаака. Он спасает кошелек Исаака и его жизнь от посягательств Бриана де Буагильбера и заступается за Ребекку на суде в прецептории.
Айвенго — человек прогрессивных взглядов. Он понимает, что будущее за объединением Англии. Поэтому становится сторонником короля Ричарда Львиное Сердце, сопровождает его в Третьем крестовом походе для защиты христианских святынь. Именно благосклонность к королю-норманну стала причиной ссоры между Айвенго и его отцом. Седрик длительное время считал своего сына предателем, лишил его наследства. Поэтому на рыцарском турнире в Ашби Айвенго выступал под именем Лишенный наследства, а на его щите был изображен дуб, вырванный с корнем. Но смелость, благородство, патриотизм молодого рыцаря убедили отца в том, что пришло новое время и прогрессивная молодежь исповедует новые идеи — идеи национального единения.
Айвенго — настоящий рыцарь! Но легко ли быть рыцарем? И да и нет! Так как для этого нужно иметь пламенное сердце, небезразлично к человеческому горю; сильную руку, способную укротить подлость и измену; пыльный глаз, который будет вглядываться в будущее и к нему будет примерять настоящее.
Мы живем в XXI столетии. Но нетленными остаются человеческие ценности, которые присущи герою романа, доблестному рыцарю Айвенго.
6. Письменная характеристика образа Айвенго по сложному плану (ученики работают самостоятельно).
III. Домашняя задача.
1. Закончить работу над письменной характеристикой образа Айвенго.
2. Перечитать роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо».
3. Групповые задачи: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути А. Дюма, подготовить рассказ о любимом герое романа «Граф Монте-Кристо».
Урок связной речи. Характеристика образа Айвенго по сложному плану