Урок в 4 классе «Моя Украина — независимое государство»
Тема: Моя Украина — независимое государство.
Цели: формировать представление об Украине как независимом государстве, об осознании своей принадлежности к стране; желание познавать особенности ее природных условий; воспитывать гражданские чувства, интерес к познанию богатой истории страны, желание изучать и приумножать государственные и народные традиции.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности
— Дорогие ребята, вы стали на целый год старше и сегодня снова пришли в свой класс, встретились с друзьями, продолжим же путешествие в светлую и волшебную страну, где добывают новые знания, учатся учиться, жить и дружить. Поздравляю вас в родной школе с первым днем занятий.
-Сегодня мы поговорим о самом дорогом для сердца каждого человека…
Отгадайте загадку:
Красивий, щедрий, рідний край
І мова наша соловُ їна,
Люби, шануй, оберігай
Усе, що зветься…
Просмотр видеоролика «Є на світі одна країна» на песню в исполнении К. Бужинской.
2 .Сообщение темы и задач урока
-Значит, наш урок будет посвящен Украине.
-А что для вас значит Украина?
-Какой вы ее представляете?
3.Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Рассказ учителя с элементами беседы с использованием наглядности.
Украина… Наша земля, наш родной край. Украина — это тихие воды задумчивых рек и озер, цветущие сады и бескрайние поля, ясные звезды и ширь небес, крупные промышленные города и маленькие села, где белые хатки утопают в вишневых садах.
Украина-это все, что нас окружает.
2.Работа с картой.
Посмотрите внимательно на карту Украины. Наша страна находится в центре Европы. Через всю Украину, с севера на юг, протекает могучий Днепр, одна из самых больших рек Европы.
На берегах Днепра раскинулся красавец — Киев — столица нашего государства. С юга Украину омывают моря — Черное и Азовское. На западе поднимаются в небо вершины Карпат, а на юге раскинулись Крымские горы. Густые леса на севере — это Полесье. А просторные степи — это юг Украины.
Такова удивительная природа нашей страны. По мировым меркам Украина не велика, но и не мала. Чтобы прошагать Украину пешком с запада на восток, нужно идти 90 дней, преодолевая в день по 30 км. Значит протяженность длиной 2700 км, а в самом широком месте достигает 1000 км. В общем Украина занимает около 1 млн кв. км поверхности.
Соседями Украины являются поляки, чехи, угорцы, румыны, болгары, россияне — это на суше. А Черное море разделяет нас с турками.
3.Рассказ учителя
Родина
Что такое Родина наша?
Солнце, лес,
Дыхание пашен,
Сад в цвету,
Где не молкнут пчелы,
И твой Дом,
И огни твоей школы.
Наша Родина-
Труд и праздник,
Сто дорог для тебя
Самых разных.
— Что же такое Родина?
Каждый человек любит то место, где родился на свет, потому что это отчий край, самый родной, он дороже всего на свете. Как Мама и папа для каждого из нас самые родные, так и Родина, родной край, наша Украина — самая дорогая и самая милая, потому что здесь мы появились на свет. А у каждого человека есть свой родной уголок в большом государстве. Вот такие маленькие родные уголки и составляют большую страну — Украину!
Это и есть наша родная Отчизна.
— В каком веке мы живем?
А наше государство заявило о себе в полный голос еще в начале девятого века. Тогда оно называлось Киевская Русь.
Посмотрите на современную карту Украины. Географическое положение нашей страны очень удобное. Здесь умеренный климат, черноземные плодородные почвы, много рек, озер, вековых лесов и бескрайних степей, а еще ее земли омывают два моря.
— Кто запомнил какие?
С давних времен наше государство страдало от набегов кочевых племен, так как те, кто хотя бы раз побывал на этой земле, стремились ее захватить,
Присвоить. Каждому хотелось здесь жить и властвовать. Поэтому так часто другие народы стремились поработить Украину. Но жажда свободы и независимости у украинцев в крови. Наши предки освобождали родную землю от врагов во все времена, они боролись и побеждали.
Хотя и иногда и проигрывали битву, но никогда не сдавались. И всегда находились люди, которые поднимали народ на борьбу, вели к свободе.
Україна зазнала неволі й біди
За історію повно — по вінця!
Та за правду і волю стояла завжди
Волелюбна душа українця.
Мы достигли независимости. 24 августа 1991 года Украина была провозглашена самостоятельным, независимым, демократическим государством. Праздник исторический, светлый и радостный.
— Сколько же лет наша страна является независимым государством?
В день рождения говорят приятные слова. Давайте и мы подарим Украине ожерелье из волшебных украинских слов.
4.Интерактивная игра «Мое слово о Украине».
— Что же такое независимость государства? Как вы это понимаете? Независимый — это тот, который не зависит от других, самостоятельный, свободный.
Это означает, что государство имеет свой государственный язык — украинский, свой Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Это означает, что Украина признана во всем мире, с ней считаются все страны, ведут торговлю, устанавливают и поддерживают разные межгосударственные связи.
5.Рассказ учителя о столице Украины с использованием наглядности.
6.Разгадывание загадок и кроссвордов.
— Отгадайте загадку:
— Синє-жовте полотнище
Гордо майорить.
Це — ознака сили й слави
Української держави.
— Что вы знаете о государственном флаге?
П |
Р |
А |
П |
О |
Р |
А теперь отгадаем кроссворд.
1.Національний символ України. Його дарують, ним обмінюються на великоднє свято.
2.Дерево — національний символ України, оспіване в украінських піснях, віршах. Воно освячується в церкві перед Пасхою і зберігається в домівках, як засіб від злих сил.
3.Кущ, оспіваний в український народних піснях, символ дівочої вроди.
4.Поширене в Україні дерево, з яким порівнюють струнких дівчат.
5.Чим прикрашають голову українські дівчата?
6.Національний символ України. Матері його дарують своїм дітям на щастя, на долю, виряджаючи у далеку дорогу.
— Отгадайте еще одну загадку:
Знак держави головний.
Всяк його повинен знати.
Воля, слава, сила в нім.
То ж попробуй відгадати.
-Что вам известно об украинском гербе?
— А теперь кроссворд:
Г |
Е |
Р |
Б |
1.Державний символ України — урочиста пісня, яку виконують стоячи.
2.Відомий український поет, автор рядочків «Світає, край неба палає…»
3.Квітка віночка — символ ніжності.
4.Збірка віршів Т. Г. Шевченка.
-Еще загадка:
Коли звучить він — всі встають,
До серця руку прикладають,
І вголос, й подумки співають,
І Україну прославляють.
-Что вы знаете об украинском Гимне?
Жить в свободном и независимом государстве — давняя мечта нашего народа. Он всегда стремился иметь все свое: землю, дом, большую семью, свои традиции, культуру и самое ценное — свободу!
Недаром в устном народном творчестве так много пословиц о свободолюбии нашего народа.
7.Работа с пословицами
Вам нужно составить пословицу из представленных на карточках слов.
Всякому мила своя сторона.
Родная сторона и в горсти мила.
Нет в мире краше Родины нашей.
Где родной край, там и рай.
За родной край жизнь отдай.
4.Закрепление изученного материала
1.Игра «Закончи предложение»
Наша Родина -…
Столица Украины -…
Главная улица столицы -…
Государственными символами Украины являются…
День независимости мы празднуем…
Город Киев назван в честь….
Братьев Кия звали…
Сестру звали…
2.Разгадывание кроссворда
У |
К |
Р |
А |
Ї |
Н |
А |
2.Місто, яке вважають вугільною столицею.
3. Символ України-тризуб.
4.Рослина — народний символ України.
5.Столиця України.
6.Урочиста пісня — символ України.
6.Синьо — жовтий символ України.
Просмотр видеоролика «Розкажи про Україну»
5.Итог урока
-Какую тему мы изучали на уроке?
— Что нового узнали о нашей стране?
-Почему родная земля для нас самая дорогая?
-Каждый из нас отвечает за судьбу своей Родины. От того, как мы к ней относимся, зависит будущее нашей страны. Стремитесь же учиться так, чтобы нами гордилась Украина.
Октябрьская ОШ 1-3 ступеней
Урок в 4 классе
«Моя Украина-
Независимое
Государство»
Учитель Музычук Л. Н.
2011 год
Урок в 4 классе «Моя Украина — независимое государство»