Урок второй по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Тема : «Интеллигенция и революция».
Цель учебная : при анализе текста произведения проследить за отношением писателя К тем изменениям, которые произошли Б окружающей действительности, понять, с чем и почему не согласен Булгаков.
Цель воспитательная : воспитание потребности В высокопрофессиональном отношении к делу, которым занимаешься.
Оборудование : портрет писателя; на доске запись наиболее важных вопросов, которые должны быть решены на уроке.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания:
1) Обсуждение событий жизни и творчества Булгакова в соответствии с проблемным вопросом: Судьба писателя и его произведений («Рукописи не горят»). В ходе обсуждения необходимо отметить, что трудная судьба булгаковских произведений предопределена тем, что в основе их лежит гуманистическая позиция автора, восходящая к приоритету общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей в жизни народа.
2) Переходным к работе по теме является вопрос: Какое из произведений писателя дольше всего шло к читателю? Если учащиеся назовут «Собачье сердце», обращается их внимание на то, что основные произведения Булгакова пришли к читателю на излете так называемой «оттепели», с повестью же «Собачье сердце» этого не произошло.
Вопрос: Почему повесть не была опубликована в те годы, когда к — читателям пришли другие произведения писателя? Учитель должен помочь учащимся сделать предположение, что в содержании повести было нечто такое, что казалось тем, от кого зависела судьба публикации, более опасным, чем все остальные произведения Булгакова. В ходе осмысления произведения необходимо обнаружить его «крамольность» с точки зрения власть предержащих, этому будет способствовать раскрытие темы урока «Интеллигенция и революция», в ходе которого основное внимание должно быть обращено на го, как аз относился к изменениям, произошедшим в его жизни.
III. Работа по теме:
1) Учащимся предлагается сформулировать первые впечатления о повести.
2) Задание: найти в тексте ответ Преображенского на вопрос доктора Борменталя, как же удалось подманить «такого нервного пса». Следует обратить внимание на словосочетание «коричневый террор» — как известно, фашизм начинался в Италии с движения чернорубашечников, коричнев цвет, «коричневая чума» обрушилась на Европу позднее, и если Булгаков употребил слово «корявый» еще в 1925 году, то можно, вероятно, говорит о том, что подлинные художники обладают даром предвидения.
При необходимости учитель просит учащихся вспомнить кадры «хорового причастия» из телефильма. Далее необходимо обратить внимание на то, что профессор Преображенский выступает не против изменения жизни вообще, а против тех форм, которые оно приобретает. В заключение следует привести слова Преображенского: «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо, вот и никаких разрух».
5) Вопросы, с помощью которых подводятся итоги урока:
— Как в повести «Собачье сердце» Булгаков решает проблему «интеллигенция и революция»? — Что нового к характеристике личности писателя вы можете добавить после сегодняшнего урока? Ваше отношение к гуманистической позиции писателя? — Попытайтесь определить, какие уроки можно извлечь для себя из обсуждения прочитанного?
IV. Постановка домашнего задания.
Подготовьте рассказ о профессоре Преображенском и его отношении к происшедшим в действительности изменениям. Работа с текстом произведения по проблемному вопросу: Что значит «быть человеком» в понимании автора повести и его героев?
В. В. Гладыш кандидат педагогических наук
Урок второй по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»