УРОК ВЗРОСЛЕНИЯ
Рассказ И. А. Бунина «Ворон»
Этот рассказ — не первый из поздней книги писателя о любви «Темные аллеи», что мы читали вслух и всесторонне обсуждали на занятиях. И всякий раз после чтения формулировали тему , идею , как отвечает общему замыслу книги. Не обходилось без разноголосицы и оживленных дебатов, но именно «Ворон», как правило, никого не оставлял равнодушным, вызывал подчас жаркую полемику, в ходе которой шел в умах процесс переоценки ценностей…
В конце прений иные точки зрения обращаются в свою противоположность, что и дает основания назвать это занятие уроком взросления.
Еще в 10-м классе на примерах произведений А. П. Чехова учились мы писать рецензию на рассказ, определять его тему, а затем и идею, росли в своих рассуждениях о «Даме с собачкой» от банальных «курортный Роман с продолжением», «любовная повесть без последней главы» до «рассказа о душевном подъеме, на который способен человек, когда, поднимаясь над суетной жизнью будней, ощущает свою связь с миром, природой, человечеством — с самим собой» , «о любви, которая в свои лучшие минуты возвращает человеку это ощущение» .
Приступив в 11-м классе к творчеству Бунина, прочитав дома «Легкое дыхание», «Солнечный удар» и «Митину любовь», а затем на занятиях ряд рассказов из книги «Темные аллеи», мы в ходе обсуждений нашли ответ на скользкий вроде бы вопрос: почему у писателя все рассказы — «про это»? Довольно скоро и почти единогласно пришли к выводу, что украденные у жизни дни легкомысленных удовольствий не делают людей счастливыми. А подлинная любовь и чувство оскорбленной чести не могут мириться с изменой ; шалость, переросшая в нечистоплотность, коверкает судьбы героев, и никакой прочный союз не может начаться с предательства, так что — береги честь смолоду ; где доверчивость имеет дело с цинизмом, там и надругательство: грязный наследит — не отмоешься . Так доискивались мы, о чем написан рассказ и с какой целью. После этого становился убедительным важный вывод: в любовных отношениях как нельзя лучше, полнее и правдивее проявляется сущность человека, сильные и слабые стороны его характера, воля, благородство, Порядочность, их нехватка или отсутствие.
Ставя героев в различные любовные ситуации, Бунин рассказывает не «про это»: он исследует в людях человеческое. При этом писатель нигде не нарушает жизненной правды, а вымысел под его пером обретает черты реальности, тонко замеченного и осмысленного наблюдения.
Ежегодные сентябрьские уроки независимо от степени начитанности аудитории, от количественного перевеса в ней мальчиков или девочек, когда ставится на обсуждение рассказ «Ворон», показывают, что «в товарищах согласья нет»: мнения расходятся, оценки и выводы делаются самые неожиданные и, думаю, удручающе далекие от бунинских. Испытанный ранее метод определения темы произведения желаемых результатов не дает.
— Друзья мои, о чем пишет здесь автор? — вопрошаю и получаю такие вот убежденно звучащие ответы:
— О разрушенном счастье!..
— Об эгоизме одинокого!..
— Союз любящих разрушен — чья здесь вина?
Словом, все симпатии аудитории на стороне молодых героев. И полное понимание устремлений тех, кому восемнадцать; негодование в адрес старого Ворона… Чувствую, зрелых суждений мне не дождаться, но все-таки прошу обозначить идею рассказа. После паузы слышу:
— Где деньги, там и правда. — Это мнение юноши.
— Стерпится — слюбится, — замечает девушка не без сарказма в голосе.
— На чужой каравай рот не разевай. — Это кто-то, скорее всего, шутит.
Настроение в классе — готовность согласиться и с первым, и со вторым, и даже с третьим. Никто не чувствует поверхностности этих суждений. Как же пробиться к истине?
И как внушить к ней, буде она отыщется, доверие? Пробую по-другому:
— Как по-вашему, что хочет сказать читателю автор названием рассказа?
— Ворон — долгожитель.
— Молодой человек ссылается на калмыцкую сказку, которую расказывает Гриневу Пугачев.
— Вот и этот тоже… Стареет уж, а туда же — молодым только мешает…
— Ворон — символ одиночества, — развивает свою мысль та, что определяла тему рассказа как эгоизм одинокого. — У японского поэта Басе есть хокку, трехстишие:
На голой ветке Ворон сидит одинокий. Осенний вечер.
Ссылка по памяти на одинокого ворона, так представленного восточным классиком, вызывает уважение, и все внимательно слушают ученицу. Она пытается провести параллель между одиночеством героев рассказов «Таня» и «Ворон», обвинить того и другого в эгоизме. Но убежденный холостяк из столицы, нашедший развлечение в деревне, и угрюмый вдовец, озабоченный воспитанием малолетней дочери, никак не сопоставимы.
И параллель не возникает.
А ворон — прежде всего Мудрый. Чаще это фольклорное его качество вспоминают сами ученики, реже намекнуть приходится. Бунинскому Ворону явно за сорок, лет десять еще предстоит ему управляться с взбалмошной, своенравной Лилей, которой нужна мать или та, что способна ее заменить. У молоденькой гувернантки Елены Николаевны это как-то получается. А если дать Елене Николаевне больше прав?
Не гувернантка, а член семьи? Ворон исподволь надежно опутывает ее воображение радужными перспективами, в какой-то момент убеждает, что и в нравственном отношении союз девушки не с сыном, а с отцом был бы состоятелен: растить Лилю, а может, и своих общих детей. А сыну — жениться еще не время…
Тут случаются запальчивые, больше эмоциональные, нежели доказательные возражения. Спрашиваю в лоб: что значит жениться? Усмешки, хохоток, остроты. Вспоминаем, конечно, сколь часто женитьба и замужество бывали деловым предприятием для укрепления социального статуса семей, для объединения их капиталов, земель, предприятий. И только потом выносим социальные и экономические мотивы за скобки, приходим к определению, которое всех устраивает как общечеловеческая суть понятия.
Жениться — это сознательно и добровольно взять на себя ответственность за женщину, за ее счастье, за создание семьи.
Да, не время сыну жениться, ему о поприще надо думать, а не возмущаться отцовским произволом, не негодовать на родителя за свой разрушенный двухнедельный роман. В самом деле, чем семью-то кормить? На отца рассчитывать?
А у того свои заботы и нужды. Он Отец, да и сам еще не стар. Так что же основательнее и честнее — виды отца на Елену Николаевну или поползновения сына?
У Ворона есть свое, накопленное — тысяча десятин земли. Поэтому он имеет возможность взять за себя девушку из бедной семьи, бесприданницу: ее приданое — молодая энергия, женское терпение, результативная помощь в воспитании Лили. А сын не имеет еще Профессии, ему еще только предстоит поступить на службу, и за Еленой Николаевной, которую он легкомысленно готов лишить выбора, ничего нет. Как и чем жить?
Имеет ли юноша право заводить такую семью, что с первых дней существования будет зависима от отца, будет разорять Ворона, у которого свои обязательства перед дочерью?
Большинство учащихся, кажется, начинают понимать. Но вопросы все же возникают:
— Почему семья будет зависима?
— Какие обязательства у отца?
На вопросы нужно отвечать, но лучше поставить их на обсуждение. Дискуссия неизбежно затягивается, пока не будут расставлены все точки над «i». А ставятся они, эти точки, не вдруг. Собственного опыта для верных ответов не хватает у шестнадцатилетних. Нужно привлечь знания из истории и литературы.
В разных классах и в разные годы приводятся те или иные примеры, житейские ситуации, пока не будут найдены исчерпывающие ответы. Вспоминается брак отца Тургенева с богатой В. П. Лутовиновой, что была на тринадцать лет старше мужа, и последствия этого брака; отказ А. А. Фета от женитьбы на возлюбленной, бесприданнице Елене Лазич, и последовавшая за этим трагедия, а затем брак поэта с состоятельной Марией Петровной Боткиной; психологические обстоятельства женитьбы Николая Ростова на Марии Болконской и многое, многое другое.
Елена Николаевна — только что кончившая гимназию дочь многосемейного сослуживца Ворона — приглашена гувернанткой к дочери Ворона. Глава семьи не может не отвечать у себя в доме за ее судьбу и нравственность. Окажись он в дверях комнаты часом позже, ему пришлось бы взять на себя устройство и содержание скороспелой семьи сына, а карьера новоявленного молодого мужа оказалась бы под большим вопросом.
Ворон неизбежно разорялся бы, все меньше был бы способен обеспечить будущее дочери.
Как правило, здесь возникает и разговор об отцовских обязанностях перед детьми. Уточняем, что время действия в рассказе — восьмидесятые годы теперь уже позапрошлого, XIX века: именно тогда сын Ворона мог окончить в Москве не просто платный, но дорогостоящий Катковский лицей, дававший своим выпускникам возможность претендовать на престижную чиновничью должность. А обязанности перед сыном извечны: дать ему образование и научить его принимать ответственные решения, иначе говоря — научить Быть мужчиной.
В данном случае отец не дал сыну поступить безответственно и, видимо, верно оценил его возможности, предложив искать себе дело в столице. По воле автора юноша оказался с характером и самолюбием. Сильный.
Значит, надо полагать, найдя себе впоследствии подругу жизни, помирится с отцом.
Обязанности перед дочерью сложнее, многограннее. Чаще всего одному только отцу, без матери, они не по силам. Женское участие в воспитании девочки просто необходимо. В описываемое время социальные права женщин, возможности для них занять место на общественном поприще были настолько ограниченны , что первой в семье была родительская обязанность обеспечить новорожденную до вступления ее в самостоятельную жизнь приданым.
Размер приданого в значительной мере определял положение девушки в обществе, круг ее знакомств.
Тут к месту известный прецедент. Когда В. П. Тургенева родила внебрачную девочку , она тут же выделила «приемной дочери», воспитаннице, крупную сумму, каковую вручила «на сохранение» отцу девочки доктору А. Е. Берсу, будущему тестю Л. Н. Толстого, в качестве ее приданого.
Вторая отцовская забота — дать девочке воспитание, соответствующее требованиям того общества, для которого она предназначена. Для дочери популярного в губернии, близкого к губернатору чиновника это означало знание французского языка, сведений из истории, русской и французской словесности, жесткого кодекса светских правил; умение принимать и отдавать визиты, вести себя на балу, в гостиной, с прислугой, сесть за фортепиано, распорядиться по хозяйству; умение быть женственной, обаятельной, со вкусом одетой; быть скромной, но и находчивой, занять гостя и не показаться навязчивой… Что и говорить, от девушки требуется так много! И только женщина способна быть ей наставницей.
Для восьмилетней Лили Ворон угадал ее, эту наставницу, в Елене Николаевне.
Вот о каких вещах заставляет задуматься и поговорить небольшой, всего на двадцать минут чтения, рассказ И. А. Бунина. А завершается наше занятие новым, теперь уже окончательным и единодушным определением темы рассказа: Заботы детного вдовца.
Как-то внезапно повзрослевшие мои собеседники осторожно, взвешивая слова, определяют идею произведения. Формулировки, словесное выражение разные, но смысл того, что всем хочется выразить, один: только ответственность, родная сестра мудрости, приводит к единственно верным решениям.
УРОК ВЗРОСЛЕНИЯ