• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Скачать сочинения > Уроки царя Эдипа

 

Уроки царя Эдипа

Бывшая моя ученица, теперь уже сама преподающая в школе русский язык и литературу, дала шестиклассникам задание придумать сложные слова, начинающиеся с корня Сам.

Ну чего ожидает от одиннадцатилетних детей наше педагогическое сознание? Самоуверенность, Самоутверждение, Самообладание?.. Ничуть не бывало.

— Вы догадываетесь, что они сразу все написали? — спрашивает меня, вздыхая.

— Неужели Самоотверженность?

— Нет. Самоубийство!

Одиннадцатилетние Дети. Вот так.

Иногда по фразе, сказанной на уроке ребенком, по промелькнувшей оговорке в школьном сочинении узнаешь больше о своем времени, чем из теленовостей или аналитических статей солидных газет. Никакие экономические, никакие политические реформы не двинутся с места до тех пор, пока господствующим настроением будет ощущение брошенности, обманутости, растворенности в каком-то липком хаосе серых будней, в бесперспективности любого честного начинания. И дело здесь не в правительственных решениях, не в чьей-то внешней злой воле, а в нас самих.

В тотальном недоверии друг к другу, в неумении быть интеллектуально самостоятельными, в неспособности противостоять обстоятельствам, которые у нас в России всегда таковы, что легче плюнуть и бросить, чем довести до конца. Дети, кстати, чувствуют уязвимость взрослых замечательно. И делают свои выводы.

Проблема страны не в строе, не в экономике, не в засилии коррупции и криминала, а в Человеке. Мы по-человечески не готовы к переменам, к героическому противостоянию лени и глупости, к необходимости спрашивать прежде всего с себя и требовать от себя, невзирая на то, что окружающие, а тем более власть предержащая, как правило, подают мало примеров высоконравственной и бескорыстной жизни.

К несчастью, социалистический эксперимент приучил-таки народ к пресловутому коллективизму, не имеющему ничего общего с человеческой солидарностью. Наше время самоубийственно потому, что мы морально безответственны и никак не хотим понять простую истину: то, что кто-то лжет и ворует, не обеляет, не смягчает, не оправдывает моей лжи или стремления украсть. Сегодня надо шагать не в ногу.

Сегодня надо начинать не с социальной практики, оглядываясь на других, а с индивидуальной переоценки всех ценностей и утверждения их на уровне личного деяния. Сегодня добро, честность, любовь, благородство, сам смысл твоего существования надо заново каждый день оправдывать и защищать самому.

А для этого требуется быть. Быть человеком. Вот тут-то нас и подстерегают скрытые подводные скалы.

Большинство ведь убеждено: человек — это я, просто по праву рождения, по своей видовой принадлежности. И делает ошибку, поскольку духовность — не автоматическое состояние. Пребывать в нем — постоянный тяжелый труд, я даже сказал бы — искусство, которому надо учиться.

Если всерьез рассматривать роль литературы и других предметов гуманитарного цикла в современной школе, то, с моей точки зрения, они прежде всего призваны раскрывать перед ребенком — маленьким человеком — Неавтоматичность его человеческого бытия. Это вообще сейчас самое главное, это то, во что в конце концов упираются все наши проблемы. Чтобы Быть, требуется усилие. Его не требуется, если решишься Не быть. Вот скрытая подоплека Самоубийственной направленности мыслей многих сегодняшних подростков, ищущих выход в наркотиках, в мнимом братстве полукриминальных и криминальных групп.

Потребность раствориться в некой социальной среде, где тебе гарантировано автоматическое опознавание в качестве своего, все из того же ряда уклонений от бытийности. Есть и куда более изощренные и технически совершенные способы: например, виртуальные компьютерные сны. Некоторые из фанатов теперь предпочитают общаться с себе подобными только через Интернет. Как будто их в самом деле тяготит собственная материальность и страшно соприкоснуться с другим вживе.

Вечный гамлетовский вопрос наше время формулирует заново.

Можно затевать сколько угодно программ борьбы с молодежной наркоманией и преступностью, но эффект их будет невелик, пока останется незатронутой основа явления



Уроки царя Эдипа

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение рассуждение уроки фпанцузского — уроки доброты. Из рассказа распутина уроки французского Уроки французского»Рассказ В. Г. Распутина, написанный в недалеком, но уже столь непонятном для нас, нынешней молодежи, прошлом, порой трогает до...
  2. Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Уроки французского Распутин В Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Каждый из нас проводит за школьной партой...
  3. Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма является...
  4. Самодержавие царя Бориса Годунова в описании Толстого Самодержец, опирающийся на «обычай», силен генетической народной памятью о «семейном главенстве» и в качестве «отца народа» не подлежит критике «снизу»....
  5. Как же человеку «без царя в голове», удалось сыграть роль ревизора? Ответ Гоголя удивительно прост и в то же время глубоко мотивирован с точки зрения законов, управлявших миром подлецов. Во-первых, страх,...
  6. Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в...
  7. Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Она была написана в 1833 году. Само название поэмы подчеркивает...
  8. Как «делают уроки» Мы не обязаны буквально выполнять свой план урока. Но написать его — в какой угодно форме — мы все-таки должны....
  9. Морально-этические уроки доброты в повестях Григора Тютюнника Доброта, любовь, чуткость, порядочность, самопожертвование, — в наше время эти слова стали почти анахронизмами. Существует такая мысль, что общество деградирует...
  10. Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл истории русского средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены...
  11. Повість «Про царя Ахматові, како приходив на Угрові» ПОВЕСТИ ПРО СТОЯННЯ НА ВУГРІ («Про царі Ахматові, како приходив на Угрові») — літописні повісті про останнє зіткнення російських військ...
  12. Уроки — это не скучно! Вот уже пятый год СОШ № 1918 проводит семинар для учителей Северо-Западного округа Москвы под названием «Преемственность в обучении и...
  13. Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Мятеж Калашникова неотделим от родовых интересов народа, но именно личность осознает эти интересы и выступает в качестве их защитника. В...
  14. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» Поэма 1837 года «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в контексте всего творчества поэта воспринимается...
  15. Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе...
  16. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838), в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838) Тамбовская...
  17. Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», план Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич....
  18. «Нестандартные уроки информатики» Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении...
  19. Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Знаменитый рассказ Бунина, несомненно, можно считать притчей. Обращаясь к извечной теме: «Что же есть счастье, и как его достичь?», писатель...
  20. Игровые уроки по Фонвизину Сегодня для многих школьников чтение «Недоросля» подобно путешествию по тому маршруту, который за них выбрали взрослые, причем выбрали, руководствуясь старой...
« Тема Великой Отечественной войны в литературе
Краткое изложение Лолита Владимир НабоковПересказы изложения краткие содержания произведений по главам »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения