Уроки по «Господам Головлевым»
На уроках литературы мы воспитываем наших ребят на образцах классических произведений, подталкивая их к правильному выбору жизненных ценностей. И разговор о семье становится одним из доминирующих в курсе литературы за 10-й класс, начиная с первых уроков по «Грозе», заканчивая «Вишневым садом». Литература — один из немногих предметов, обращенных к душе, к духовному наследию, к нравственности.
Когда мы подходим к изучению «Господ Головлевых», ребята уже имеют представление о «мысли семейной» в разных произведениях. Мы подробно говорили о семье Катерины и семье Кабанихи, Базаровых и Кирсановых, Обломовых и Штольцах, о семьях Мармеладова и Раскольникова.
И поскольку разговор всегда получается очень эмоциональным, удачным оказывается домашнее сочинение-эссе «Жестокий век — жестокие сердца». Урок по жанру эссе провожу параллельно урокам по «Господам Головлевым».
Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.
Изучение романа происходит следующим образом.
Урок 1
Тема. Простая русская семья
Учащиеся заранее получают задания.
Одна группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.
Другая группа — «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлевского семейства.
Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны .
Ход урока
После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьей Головлевых.
Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
— На чем строятся отношения между родственниками?
— Как герои относятся друг к другу?
— Можно ли назвать их родными людьми?
— С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?
— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?
— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?
После беседы об Арине Петровне Головлевой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают ее с Коробочкой.
Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что ее отличало от всех остальных представителей семейства Головлевых?
Читается «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлевского семейства.
При подведении итогов урока в особо отведенный лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.
Урок 2
Тема. Головлята
Учащиеся заранее получают задание подготовить:
1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа .
— О Степане от имени пассажиров кареты;
— о Павле от имени соседей-помещиков;
— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;
— об Аниньке и Любеньке от имени ухажеров-любовников.
2. Сообщение о мифологеме «блудный сын» .
3. Группа ребят готовит сравнительный анализ Ноздрева и Степана.
Ход урока
Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.
Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.
— Похож ли герой на остальных Головлевых, и чем?
— С какими мотивами связан герой, и почему?
— Что или кто виновник гибели героя?
В ходе разговора о Степане делается сообщение о том, кто такой «блудный сын», и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрева и Степана.
Урок 3
Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлева
Учащиеся заранее получают задание сделать первичный анализ образа Иудушки, заполнив таблицу.
Уроки по «Господам Головлевым»