«Устное народное творчество»
Программа факультатива по литературе
Пояснительная записка
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».
Так выразил свое отношение к устному народному творчеству русский писатель А. Н. Толстой.
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.
Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями: Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.
Программа факультатива рассчитана на учащихся 8-10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов — более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу — раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объеме свои возможности.
На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:
— выразительное чтение текста;
— комментирование текста;
— сравнительный анализ текста;
— фольклорные праздники;
— театрализованное представление текста;
— иллюстрирование;
— заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.
Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.
Распределение часов по темам:
Введение , детский фольклор , загадки , пословицы и поговорки , народные сказки , фольклорный театр , былины , суеверные рассказы , Предания и легенды , сказы Бажова , песенное и обрядовое творчество , народные заговоры , фольклор и русская литература , анекдот , фольклорные праздники , итоговое занятие .
Примерное распределение часов по неделям:
1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.
2-я неделя. Детский фольклор .
3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов .
4-я неделя. Загадки. «Загадать вам загадку?»
5-я неделя. Пословицы и поговорки. «Старинная пословица не мимо молвится». Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта.
В. И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».
6-я неделя. Народные сказки. «Что за прелесть эти сказки…» Народные сказители. Волшебные сказки.
Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.
7-я неделя. Персонажи сказок .
8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов .
9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма.
Раек. Балаган. Темы и персонажи народного балагана.
Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха .
10-я неделя. Ярмарка — народное гулянье.
11-я неделя. Былины. «Русь богатырская». Происхождение, сказители и собиратели.
Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович.
Святогор.
12-я неделя. «Три богатыря». Главные герои русского эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».
14-я неделя. Былины в живописи .
15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговоренные. Колдуньи и ведьмы.
Водяные и русалки. Домашние духи.)
16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд . «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королем», «Царь-работник» и другие.
17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П. Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера.
Хозяйка Медной горы.
18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок».
19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни.
Шуточные и плясовые песни.
20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.
21-я неделя. Исторические песни .
22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни .
23-я неделя. Лирика русской свадьбы.
24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.
25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».
26-я неделя. Жестокий романс .
27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения .
28-я неделя. Народные заговоры.
29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века . А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Дельвиг, А. В. Кольцов, А. К. Толстой.
30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.
31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей .
32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова .
33-я неделя. Анекдоты .
34-я неделя. «К мудрости ступенька» .
«Устное народное творчество»