• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > В. А. Сологуб

 

В. А. Сологуб

Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова. С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником «Отечественных записок». Светское его значение я изобразил под именем Леонина в моей повести «Большой свет», написанной по заказу великой княгини Марии Николаевны. Вообще все, что я писал, было по случаю, по заказу — для бенефисов, для альбомов и т. п. «Тарантас» был написан текстом к рисункам князя Гагарина, «Аптекарша» — подарком Смирдину. Я всегда считал и считаю себя не литератором ех ргоfesso, а любителем, прикомандированным к русской литературе по поводу дружеских сношений.

Впрочем, и Лермонтов, несмотря на громадное его дарование, почитал себя не чем иным, как любителем, и, так сказать, шалил литературой. Смерть Лермонтова, по моему убеждению, была не меньшею утратою для русской словесности, чем смерть Пушкина и Гоголя. В нем выказывались с каждым днем новые залоги необыкновенной будущности: чувство становилось глубже, форма яснее, пластичнее, язык самобытнее.

Он рос по часам, начал учиться, сравнивать. В нем следует оплакивать не столько того, кого мы знаем, сколько того, кого мы могли бы знать. Последнее наше свидание мне очень памятно. Это было в 1841 году: он уезжал на Кавказ и приехал ко мне проститься. «Однако ж, — сказал он мне, — я чувствую, что во мне действительно есть талант.

Я думаю серьезно посвятить себя литературе. Вернусь с Кавказа, выйду в отставку, и тогда давай вместе издавать журнал». Он уехал в ночь. Вскоре он был убит. Настоящим художникам нет еще места, нет еще обширной сферы в русской жизни.

И Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Глинка, и Брюллов были жертвами этой горькой истины. Самыми блестящими после балов придворных были, разумеется, празднества, даваемые графом Иваном Воронцовым-Дашковым. Один из этих балов остался мне особенно памятным. Несколько дней перед этим балом Лермонтов был осужден на ссылку на Кавказ.

Лермонтов, с которым я находился сыздавна в самых товарищеских отношениях, хотя и происходил от хорошей русской дворянской семьи, не принадлежал, однако, по рождению к квинтэссенции петербургского общества, но он его любил, бредил им, хотя и подсмеивался над ним, как все мы, грешные… К тому же в то время он страстно был влюблен в графиню Мусину-Пушкину и следовал за нею всюду, как тень. Я знал, что он, как все люди, живущие воображением, и в особенности в то время, жаждал ссылки, притеснений, страданий, что, впрочем, не мешало ему веселиться и танцевать до упаду на всех балах; но я все-таки несколько удивился, застав его таким беззаботно веселым почти накануне его отъезда на Кавказ; вся его будущность поколебалась от этой ссылки, а он как ни в чем не бывало кружился в вальсе. Раздосадованный, я подошел к нему. — Да что ты тут делаешь! — закричал я на него, — убирайся ты отсюда, Лермонтов, того и гляди, тебя арестуют!

Посмотри, как грозно глядит на тебя великий князь Михаил Павлович! — Не арестуют у меня! — щурясь сквозь свой лорнет, вскользь проговорил граф Иван, проходя мимо нас. В продолжение всего вечера я наблюдал за Лермонтовым. Его обуяла какая-то лихорадочная веселость; но по временам что-то странное точно скользило на его лице; после ужина он подошел ко мне. — Сологуб, ты куда поедешь отсюда? — спросил он меня. — Куда?.. домой, брат, помилуй — половина четвертого! — Я пойду к тебе, я хочу с тобой поговорить!..

Нет, лучше здесь… Послушай, скажи мне правду. Слышишь — правду… Как добрый товарищ, как честный человек… Есть у меня талант или нет?.. говори правду!.. — Помилуй, Лермонтов, — закричал я вне себя, — как ты смеешь меня об этом спрашивать! — человек, который, как ты, который написал… — Хорошо, — перебил он меня, — ну, так слушай: государь милостив; когда я вернусь, я, вероятно, застану тебя женатым, ты остепенишься, образумишься, я тоже, и мы вместе с тобою станем издавать толстый журнал.

Я, разумеется, на все соглашался, но тайное скорбное предчувствие как-то ныло во мне. На другой день я ранее обыкновенного отправился вечером к Карамзиным. У них каждый вечер собирался кружок, состоявший из цвета тогдашнего литературного и художественного мира.

Глинка, Брюллов, Даргомыжский, словом, что носило известное в России имя в искусстве, прилежно посещало этот радушный, милый, высокоэстетический Дом. Едва я взошел в этот вечер в гостиную Карамзиных, как Софья Карамзина стремительно бросилась ко мне навстречу, схватила мои обе руки и сказала мне взволнованным голосом: — Ах, Владимир, послушайте, что Лермонтов написал, какая это прелесть! Заставьте сейчас его сказать вам эти стихи! Лермонтов сидел у чайного стола; вчерашняя веселость с него «соскочила», он показался мне бледнее и задумчивее обыкновенного.

Я подошел к нему и выразил ему мое желание, мое нетерпение услышать тотчас вновь сочиненные им стихи. Он нехотя поднялся со своего стула. — Да я давно написал эту вещь, — проговорил он и подошел к окну. Софья Карамзина, я и еще двое, трое из гостей окружили его; он оглянул нас всех беглым взглядом, потом точно задумался и медленно начал: На воздушном океане Без руля и без ветрил Тихо плавают в тумане… И так далее. Когда он кончил, слезы потекли по его щекам, а мы, очарованные этим едва ли не самым поэтическим его произведением и редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить. — C’est du Pouchkine cela, — сказал кто-то из присутствующих. — Non, c’est du Лермонтов, ce qui vaudra son Pouchkine! — вскричал я. Лермонтов покачал головой. — Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, — сказал он, грустно улыбнувшись, — да и времени работать мало остается; убьют меня, Владимир!

Предчувствие Лермонтова сбылось: в Петербург он больше не вернулся; но не от черкесской пули умер гениальный юноша, а на русское имя кровавым пятном легла его смерть. Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия. Елизавета Михайловна Хитрова вдохновила мое первое стихотворение: оно, как и другие мои стихи, увы, не отличается особенным талантом, но замечательно тем, что его исправлял и перевел на французский язык Лермонтов.



В. А. Сологуб

Другие сочинения по теме:

  1. Творимая легенда — Федор Сологуб Часть первая. Капли крови Взоры пламенного Змия падают на реку Скородень и купающихся там обнаженных дев. Это сестры Елисавета и...
  2. Краткое изложение Мелкий бес Ф. К. Сологуб Ф. К. Сологуб Мелкий бес Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин....
  3. Маленький человек — Федор Сологуб Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин. Еще бы! Статский советник ,...
  4. Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов — Запятая, Пунктуация Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как...
  5. Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1832 году. Оно лишний раз заставляет задуматься о даре поэта. Он в нескольких строчках рассказывает...
  6. Краткий анализ реалистических поэм Лермонтова Реалистические поэмы. В середине 30-х годов Лермонтов создал несколько поэм реалистического плана. «Тамбовская казначейша» прямо связана с пушкинскими традициями: не...
  7. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
  8. Кратко о М. Ю. Лермонтове Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка...
  9. Сочинение Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней...
  10. Значение Лермонтова в истории русской литературы Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,- «совсем новое звено в...
  11. Юнкерская молитва разбор стихотворения Автор: Лермонтов М. Ю. Царю небесный! Спаси меня От куртки тесной, Как от огня. От маршировки Меня избавь, В парадировки...
  12. Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей Лермонтов — автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с...
  13. Правила постановки восклицательного знака — Знак восклицательный, Пунктуация Правила постановки восклицательного знака § 182. Знак восклицательный ставится в конце восклицательного предложения, например: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!...
  14. Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор…» М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения. В стихотворении «Люблю я цепи синих гор…» он...
  15. «Я мало жил и жил в плену». Образ Мцыри Мцыри — романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. Побег из плена. На свободе. (Три дня свободы были самыми счастливыми в...
  16. Кавказ в стихотворениях М. Ю. Лермонтова Еще в детстве М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе, затем он там служил, будучи офицером. Лермонтов прекрасно знал Кавказ и...
  17. Лермонтов и Кавказ — понятия неразделимые «Есть поэты, которых нельзя не любить, — и есть поэты, без которых нельзя жить, — писала Раиса Ахматова. — Для...
  18. Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая Россия Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил...
  19. К 190-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова С 14 октября 2004 года по 15 января 2005 года в Государственном Литературном музее в «Доме И. С. Остроухова» будет...
  20. Тема любви к родной земле в творчестве Лермонтова Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведение великих гениев русской литературы, таких как М....
« Образ України у романі Костенко «Маруся Чурай»
Ослиная шкура — Шарль Перро »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения