В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи?
Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьесы, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Автор не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого ему нужно очень умело использовать высказывания своих героев, чтобы через них ненавязчиво открывать свои мысли по тому или иному вопросу.
Любовная проблематика в пьесе представлена образами Наташи и Васьки Пепла. Васька Пепел — вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я — сызмалетства — вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!
Ага? Так? Ну — нате! Вот — я вор!..
Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. Мы узнаем, что Пепел является любовником Василисы, старшей сестры Наташи.
С самого начала их отношений Васька не любил Василису. Но чем дальше, тем больше он понимал, что она за человек: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…». Василиса — жена хозяина ночлежки Костылева.
Пользуясь своим положением, она не просто завязала с Пеплом интимные отношения, но и толкнула его на воровство. Василиса страшная и расчетливая женщина. Выйдя замуж за старика, она приобрела определенный социальный статус. Она мучает и морально и физически забивает свою младшую сестру.
Тем самым видно, что отношения Васьки Пепла и Наташи уже обречены на провал. Итак, Васька влюбляется в Наташу, полную противоположность своей старшей сестры. Наташа нежна, способна к сочувствию, умеет любить, заботиться о ближних. Она добра, у нее есть душа, именно это и притягивает Пепла.
Но Наташа слишком мягка и слаба, чтобы выбраться из-под гнета семейки Костылевых. Она покорно переносит все унижения сестры и ее мужа. И в этом тоже можно увидеть трагизм отношений Пепла и Наташи. Ибо она не способна на протест, слишком слаба, чтобы совершить в своей жизни какие-либо кардинальные перемены.
Что же не устраивало Пепла в Василисе? Это мы узнаем из их разговора, когда Васька впервые раскрывает все свои карты: «Я давно… души в тебе нет, баба… В женщине — душа должна быть… Мы — звери… нам надо… надо нас — приучать… а ты — к чему меня приучила?..» Как уже говорилось ранее, мы знаем, к чему Василиса приучила Ваську. Она толкнула его на воровской путь.
Это страшная женщина. Возможно, это самый страшный персонаж во всей пьесе. И ни у одного из героев произведения нет достаточных сил, чтобы справиться с этой дьявольской женщиной.
Антипод Василисы, Наташа, наоборот будит в Пепле лучшие начинания. Именно из-за нее Васька хочет начать праведную жизнь. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он — парень ничего, хороший!
Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе — поверит…» Да, Василию необходим был человек, который поверил бы в него. Но могла ли это быть Наташа?..
Вряд ли, ведь она сама признается в том, что не любит Пепла: «И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз — нравишься ты мне… а когда — глядеть на тебя тошно…
Видно — не люблю я тебя… когда любят — плохого в любимом не видят… а я — вижу…». Но Наташа является стимулом для Васьки. Чтобы наконец-то бросить свой пагубный образ жизни. Он хочет измениться ради нее: «Я сказал — брошу воровство!
Ей-богу — брошу! Коли сказал — сделаю!… Ты думаешь — моя жизнь не претит мне?
Эх, Наташа! Я знаю… вижу!… Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить!» Именно Наташа подвигла этого героя на подобные размышления.
Мне думается, что главный трагизм взаимоотношений Васьки Пепла и Наташи заключался в Василисе. Как мною уже говорилось, это натура сильная и страшная. Именно она рушит все планы и все лучшие начинания в этих героях. Возможно, Васька уговорил бы Наташу поехать с ним в Сибирь или куда-нибудь еще, не исключено, что ради своей любимой женщины он начал бы новую правильную жизнь, бросил бы воровство. Кто знает, может быть, Наташа смогла бы разглядеть в Пепле его лучшие качества и полюбить его.
Они могли бы жить если не счастливо, то хотя бы спокойно… Но… Василиса опять рушит все.
Она видит Василия, разговаривающего с Наташей, накидывается на сестру и запирает ее в доме. Мы не видим всего происходящего за сценой, но понятно, что Василиса жестоко избивает свою сестру, мстя ей за то, что та увела у нее любовника. Естественно, Васька не может спокойно вынести это зрелище и вмешивается в драку. По неосторожности он убивает Костылева.
Да, Васька попадет в Сибирь, но не на заработки он туда поедет, а будет отправлен как каторжник… Наташу забирают в клинику, из которой она потом отправляется скитаться в неизвестном направлении… А Василиса?…
Ее забирают в участок вместе с Васькой, но мы понимаем, что эта «умная баба» выкрутится из любой ситуации. Именно такие люди и способны выживать в страшных условиях абсолютного дна жизни… Возможно, отношения Пепла и Наташи могли бы иметь хороший финал, но такие люди, как Василиса, умеют жить, подличать, наживаться, приспосабливаться к любым жизненным условиям. Использовав и подставив всех, кого только было можно, она снова осталась в выигрыше.
Именно такие люди способны чувствовать себя комфортно на самом дне моральной и социальной жизни.
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи?