В чем вина и беда Раскольникова?
Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — бывший студент юридического факультета Родион Раскольников — личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда?
Из-за крайней бедности оказавшись на самом «дне» Петербурга, Родион узнал «оборотную сторону жизни» этого царственного города. Разврат, воровство, пьянство — все это он наблюдал каждый день. Герой с болью в сердце видел, как гибнут человеческие души, как ежеминутно разрушаются мечты и надежды людей.
Все это, по мнению Раскольникова, было проявлением общественной жизни, в которой властвует закон «человек человеку — волк». Яркой представительницей этой «волчьей стаи», которая не брезговала наживаться на человеческом горе, Родион считал процентщицу Алену Ивановну. Доведенный до отчаяния собственной нищетой и бедственным положением близких, герой задумывает убийство и ограбление этой старухи. Уговаривая себя, Родион думает, что если употребить деньги Алены Ивановны с умом, то можно осчастливить не только свою семью, но и многих людей.
В таком свете убийство выглядело для героя уже подвигом, а не преступлением. Очень важно, что своим преступлением Раскольников преследовал и другие, более значимые для него, цели. Дело в том, что герой создал для себя теорию, согласно которой человечество делится на две неравные группы.
Одной — «хозяевам жизни» — позволено все, другие являются лишь расходным материалом. И подлинный мотив преступления Раскольникова — это его стремление определить, к какой группе принадлежит он сам: «Я просто убил; для себя убил; для себя убил, для себя одного…» Достоевский безоговорочно осуждает теорию Родиона. Он строит сюжет так, что под топор Раскольникова попадает не только старуха, но и ее сестра, кроткая Лизавета. Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней, к тому же была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.
Только на каторге герой вдруг понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в «первый ряд», а всех остальных зачислить во «второй», и во имя этой цели убьет свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать… Ф. М. Достоевский не знает рецепта спасения человечества, однако он безжалостно развенчивает теорию своего героя. В полемике Раскольникова с Соней, по мнению автора, права Соня. Смирение перед обстоятельствами, самопожертвование ради близких людей, следование Евангелию — вот путь подлинно нравственной личности, утверждает писатель.
Непонимание этого, попытка решить важные социальные и нравственные проблемы «через кровь» — вот в чем вина и беда Родиона Раскольникова.
В чем вина и беда Раскольникова?