В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников?
Роман Ф. М. Достоевского — произведение, актуальное во все времена. В нем затрагиваются важные нравственные и философские проблемы, решаются такие внутренние вопросы, перед которыми человек сталкивается вне зависимости от эпохи, в которую живет. Именно поэтому во всех героях романа мы можем увидеть черты характера, свойственные нашим современникам.
И Раскольников, и Лужин, и Свидригайлов, даже Сонечка Мармеладова — мои современники, я в этом не сомневаюсь. Однако мне хочется более подробно остановиться на образе Мармеладова — «униженного и оскорбленного», «благородного пьяницы». На мой взгляд, этот образ очень характерен для нашего времени. Мармеладов — противоречивый персонаж, осознающий свое падение, безмерно страдающий от этого, но не имеющего сил что-либо изменить.
Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери , и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить. Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно — Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.
За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…» И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет».
Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие».
Но, справедливости ради вспомним, что Мармеладов попытался взять себя в руки после того, как Соня первый раз пошла на улицу. Герой смог унизиться перед «его превосходительством» и снова получить место. Однако оно не принесло Семену Захаровичу того счастья, о котором он мечтал, — уже после первого жалованья герой понял, что его семье нужны от него лишь деньги. И тут Мармеладов окончательно уходит в запой, уже больше не пытаясь возродиться.
Таким образом, мы понимаем, что Семен Захарович Мармеладов — тонкий, ранимый, добрый человек. Он способен на поступок — вспомним, как он протянул руку помощи Катерине Ивановне, оставшейся «в нищете безнадежной с тремя маленькими детьми, ибо не мог смотреть на такое страдание». Более того, этот герой способен на рефлексию — он оценивает свои поступки, ему важна любовь и уважение близких. Именно поэтому он так мучается, осознавая свое положение и поведение по отношению к родным. Именно поэтому он называет себя лишенным человеческого облика.
Однако Мармеладов слаб — ему крайне необходима поддержка, любовь и сочувствие. Без них он не способен чувствовать себя человеком. Но семья героя не способна дать ему все это в полной мере. Достоевский, понимая слабость Мармеладова и сочувствуя ему, ни в коем случае не оправдывает этого героя. Он показывает, что в падении человека всегда огромна доля его собственной вины: ведь Семен Захарович окончательно обнищал тогда, когда пропил все свое имущество.
Таким образом, на мой взгляд, именно Мармеладов — один из самых характерных героев нашего времени. Падший человек, страдающий от своего падения, но не в силах что-либо изменить — один из бичей современной эпохи, как мне кажется.
В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников?