В мире сказок
В давность составлялись и были отточенные устными традициями легенды, песни, потешные малые жанры и сказки. С появлением письменности их только литературно перерабатывали. Сказки создавались не только ради развлечения слушателей, а и с целью их воспитания. В сказках рассказчики излагали опыт народа, свои наблюдения и представления о миру и месте человека в нем, учили добром побеждать зло. Образ трудолюбивого и заботливого героя всегда был образцом идеала духовного мира народа. Мировая литература богатая волшебными сказками, которые несут нам радость полететь в необыкновенные страны народной фантазии.
Победа добра в сказке братьев Гримм. Среди немецких народных сказок, собранных и обработанных братьями Гримм, есть замечательная сказка «Госпожа Метелица «. К своему «большому» горю (подарок упал в колодец) главная героиня надеялась найти поддержку у мачехи, но была разочарованна. Вместо того, чтобы пожалеть девочку, мачеха ее обругала и принудила достать починок из колодца. Девочка не могла не послушаться злой женщины и вскочила в колодец. Но состоялось фантастическое преобразование: героиня оказалась на замечательных луках среди тысячи замечательных цветов. По законам композиции сказки трижды происходит встреча девушки со сказочными образами: с хлебом в печи, яблоней и собственно с Метелицей. Во всех ситуациях героиня обнаруживала выдержку, старательность, доброту. За это и получила заслуженную награду. А мачехину дочь очень быстро постигла неудача через ее неучтивость, леность, гордость. Мудрая госпожа Метелица подвергла наказанию мачеху и ее дочь. Итак, добро победило зло. Добро всегда там, где властвуют трудолюбие, человечность. В этом назначение сказок: защищать слабых от жестокости и несправедливости.
В чем привлекательность сказки Джанни Родари «Чиполлино». Яркой выдумкой, интересными приключениями персонажей, веселой улыбкой и иронией преисполненные сказочные произведения Джанни Родари. Уже первая его сказка «Приключения Чипполино» завоевала симпатии читателей. Мы странствуем по замечательной стране, где растения-человечки живут и действуют по законам человеческого общества. Веселый, остроумный и причудливый мальчик-луковичка донимает напыщенному сеньору Помидору, жестокому Лимону, обжоре Апельсину, жадному Мандарину. Писатель выводит целую галерею прекрасных образов, положительных и отрицательных, чтобы показать разнообразие человеческих отношений. Над приключениями Чиполлино можно смеяться, волноваться, сможет ли он преодолеть препятствия, хотя заранее мы уверены, что преодолеет. А его друзьям от чистого сердца сочувствуем, радуемся их победам, так как они отстаивают справедливость. Сказка Джанни Родари адресована не только детям, а и взрослым. Так как принуждает действовать в трудных обстоятельствах. А у кого их не бывает?
Сила большого и настоящего искусства в сказке Г. Х. Андерсена «Соловей». Ганс Христиан Андерсен справедливо считается «королем сказки». Писатель, как настоящий волшебник, проникал в душу ребенка, взрослого, простого садовника и напыщенного господина, придворного вельможи или императора. Он старался найти в каждом человеке что-то хорошо. Большой сказочник считал, что настоящее искусство способно создать чудо, сделать человека лучшей, как это произошло с императором в сказке «Соловей». После пения маленькой невзрачной птички даже у императора, отгороженного от простых людей и всего мира стенами дворца и придворными, но человека с добрым сердцем, «выступили слезы и покатили по лицу». Образ Соловья является воплощением силы большого и настоящего искусства. Несмотря на те, что император променял его на искусственного, в затруднительное для человека время птиц спешит на помощь. Соловей своим пением заставляет отступить Смерть. Император готов щедро наградить птицу. Но тот ответил, что «высочайшей драгоценностью, от которой радуется сердце певца», были слезы на глазах императора.
Идейная направленность поэмы Лонгфелло «Песня о Гайавате». Свой редчайший талант предвестника сознания людей Лонгфелло проявил в поэме «Песня о Гайавате». Это творческая обработка мифов и легенд индейцев Северной Америки, осуществленная под влиянием появления финского эпоса «Калевали». Поэма поражает поэтичностью рассказа о подвигах легендарного вождя оджибвеев, мудрого и бесстрашного Гайавати. Герой способен общаться не только с людьми, но и со всем сущим в окружающем миру и даже со сверхъестественными силами. Гайавате присущие прекрасные черты: доброта, смелость, мудрость. Одной из ведущих мыслей в поэме есть идея преодоления всяческих междоусобиц у имени мирного существования на щедрой земле.
Мифологизованый бог обращается к присутствующим с призывом:
Ваша сила — в единении, А несогласие — ваше зло; Пусть же будет мир между вами, Как между родными братьями!
Лонгфелло не видел другого пути, как примирение индейцев Северной Америки с цивилизацией белых поселенцев. Поэма стала своеобразным призывом к единению людей.
Сказочные приключения Робин Гуда. До этого времени наибольшей популярностью в Англии пользуется цикл о Робин Гуда. Герой этих баллад имел реального прототипа, а изображаемые события действительно происходили в конце XII — в начале XIII столетия. Робин Гуд — один из «лесных братьев» — разбойник, который становится защитником бедных и обиженных. С этой точки зрения безымянные авторы цикла идеализировали героя и его братство «веселых людей», которых он собрал в Шервудском лесу под Ноттингемом. Среди лучших есть баллада о стычке Гая Псборна с Робин Гудом. Изображая образ Гисборна, народный рассказчик говорит, что рыцарь королевской конницы «считался одним из наилучших лучников и меченосцев во всей королевской армии». Но вместе с тем подчеркивает, что «сердце у него было коварное и предательское». Мужественный Робин Гуд убивает хвастливого рыцаря, переодевается в одежду Гисборна, освобождает своего побратима Малого Джона. Вместе с лесными братьями Робин Гуд разгоняет шерифовых стражников и счастливо поворачивается в лесной дом. В отличие от трагического окончания сюжета баллады, имеем счастливое окончание произведения, типичное для сказки.
В мире сказок