В мой жестокий век восславил я свободу
Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя результат своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что «чувства добрые» «лирой пробуждал», что в «жестокий век» «восславил: свободу и милость к падшим призывал». Уже в оде «Вольность» девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок Выступая против деспотизма, «тиранов мира», он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них: Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти.
Нарушение закона гибельнодля государства, поэтому автор в конце оды призывает «владык» склониться «под сень надежную Закона», и тогда «станут вечной стражей трона народов вольность и покой».
В стихотворении «Сказки» Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит: И людям я права людей, По царской милости моей, Отдам из доброй воли. Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.
Патриотические и освободительные идеи звучат в послании «К Чаадаеву». Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой.
Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой приятель, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин твердо верит в победу, «в звезду пленительного счастья», в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди РФ. По утверждению поэта, «на обломках самовластья» напишут имена тех, кто боролся за свободу народа.
Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили??вои жизни абристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена абристов запрещалось более того произносить.
И вот в такое мрачное час у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение «В Сибирь». Поэт утверждает величие их дела: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Он не только утешает абристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое важность их подвига для родины, в победу над самодержавием: Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа: Во всеуслышание Пушкин рассказал о своей верности абристам в стихотворении «Арион»: «Я гимны прежние пою: «. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.
Протест против крепостничества, против «барства дикого», присвоившего себе «без чувства, без закона» «и труд, и собственность, и час земледельца» с особой силой звучит в стихотворении «Деревня». В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение «Анчар».
В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства. Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды «Вольность», написанной в годы юности, и кончая»Памятником», созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот «жестокий век» «восславил» он свободу. P
В мой жестокий век восславил я свободу