В образе Най-Турса ярко выражено героическое начало
Война требует от человека умение убивать, но, по верному замечанию Б. Соколова, «булгаковский интеллигент убить, способен только в воображении». В романе Алексей турбин нечаянно убивает одного из преследовавших его петлюровцев. Но не может в это поверить. Это «негероический» герой. Но ведь это — одна из новаторских характерологических идей Чехова в области драматургии. С образом Алексея Турбина в романе связано лирическое начало.
Автор приобщает читателя к его строю мыслей, пронизанных сочувствием к человеку, у которого отнята благодать. » был мирный свет сальной свечки в шандале. Был мир, и весь мир убит», — эти слова Турбина передают восприятие гражданской войны самим Булгаковым, чей фронтовой опыт позволил ему выстрадать истину: только в мирном течении жизни возможно полное торжество добра и правды. По мнению булгаковедов, характер Алексея Турбина в романе лишен определенности. Понятие «человек-тряпка» содержит признаки — «пассивный», «безынициативный», «бездеятельный». Но при этом забывается, что в некоторых своих проявлениях герой «Белой гвардии» активен и деятелен. Алексей, по выражению Николки, — «на митинге незаменимый человек» , талантливый оратор, его застольная речь о предательстве украинского правительства и дезорганизации армии «зажигает» слушателей. Свое намерение защитить Город он доказывает не только на словах, но и на деле — поступает в полк Малышева. В характере Турбина трудно выделить доминанту, в нем совмещается несовместимое — энергичность и бесхарактерность, энтузиазм и безволие.
Полковник Малышев — опытный кадровый военный, обладающий, в отличие от Турбина, сильным, волевым характером. Но в нем есть и Турбинская черта — любовь к людям, жалость к детям в военной форме, обреченным на гибель. Этим качеством наделен и Най-Турс, причем в его характере оно сочетается с доминирующей чертой — самотверженостью. Малышев, любя, отправляет домой юнкеров. Най-Турс отдает за них жизнь, прикрывая отступление «воинства» под предводительством Николая Турбина. Очевидно контрастное соотношение образов Алексея Турбина и Най-Турса. Красноречие Турбина правопоставлено лаконичности Ноя. Алексей не всегда способен безошибочно ориентироваться в ситуации, по натуре он исполнитель, а не командир. Най-Турс обладает железной волей, что подчеркивается при помощи портретной детали: «Траурного глаза Най-Турса была устроена таким образом, что каждый, кто не встречался с прихрамывающим полковником с вытертой георгиевской ленточкой на плохой солдатской шинели, внимательнейшим образам выслушивая Най — Турса». Он наделен исключительным организаторским талантом. »Часть полковника Най-Турса была странная часть.» Огромным на фоне всеобщей дезорганизации кажется нормальное: »Все, кто видел ее, она поражала своими валенкам. Валенки это военный трофей, добытый Най-Турсом в бою со штатной сволочью»
В истории с валенками, во-первых, отражено кризисное состояние аппарата командование белой гвардией, во — вторых, раскрываются тактические секреты Най-Турса — он идет к цели на прямик, устраняя с пути любые препятствия, в том числе и законы субординации. Гибель Най-Турса — это мученический подвиг. В пророческом сне Алексея Турбина предсказано обретение Най-Турсам благодати вечной жизни в райских селениях: «Он был в странной форме: на голове святозорный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч длинный, каких нет уже ни водной армии со времен крестовых походов. Райское сияние ходило за Наем облаком».
Однако новый образ не только вобрал в себя черты трех характеров — красноречие доктора Турбина, способность в решающийся момент взять на себя ответственность и «командирское сердце» полковника Малашева, самоотверженность и железную волю Най-Турса.
С каждым из романных прототипов связано определенное направление сюжетной линии Алексея Турбина в драме: с образом доктора Турбина — введение судьбы героя в историю семьи Турбиных. С фигурой полковника Малышева — кульминационный эпизод роспуска юнкеров в Александровской гимназии. С образом Най-Турса — трагическая гибель героя. Как отмечает Л. Яновская, «Этот новый персонаж, сдержанный и решительный как Малышев, самоотверженный и героический, как Най, вошел в турбинский дом как Алексей Турбин, как хозяин этого дома». Это совершенно верное наблюдение. Нужно было только добавить, что характерология у Булгакова связанна с сюжетом романа и драмы. Драматургия, как известно, предъявляет особые требования к характеру героя. В. Волькенштейн обращает внимание на то, что «герою трагедии присуща максимальная сила — сила ума, чувств и, прежде всего действенной энергии.
В образе Най-Турса ярко выражено героическое начало