В. П. Катаев
В солнечной Одессе — шумном приморском городе, где на улицах крепко пахло просмоленными канатами и свежей камбалой, а в порту от зари до зари визжали лебедки, громоздились ящики с товарами и мешки с пшеницей — ведь Одесса торговала со всем Черноморским побережьем, — здесь, в этом южном городе, 28 января 1897 г. родился Валентин Петрович Катаев, здесь прошли детство и юность писателя. Здесь он стал свидетелем революционных событий 1905 г., а в октябре 1917 г. юноша естественно и органично оказался на стороне революции «с матросней, с кавалеристами в буденовках», пошел работать в большевистские газеты, разъезжал в агитпоездах, выступал на митингах как поэт и пропагандист. Об этом В. Катаев рассказал в новеллах 1920 — 1921 гг. «В осажденном городе», «Золотое перо», «Железное кольцо».
А в 60-х годах — в повести «Трава забвения». «…Чудесное, незабываемое, героическое, молодое время!.. — вспоминал писатель. — Свистит буйный ветер революции.
Холодно. Голодно… И вместе с тем как работалось!
» Герой первых рассказов В. Катаева — «романтик, влюбленный в Октябрьскую революцию» — переходит в новые его произведения, написанные уже в Москве, куда писатель переехал с юга в 1922 г. и где начал работать в сатирических журналах.
Обличению духа собственничества, осмеянию воинствующего мещанина, его ничтожного «идеала счастья» посвятил В. Катаев целое десятилетие (1923 — 1932): фельетоны, рассказы «Вещи», «Ножи», юмористический роман «Растратчики», комедии «Дорога цветов», «Миллион терзаний» и др. Именно в эти годы писателя связала творческая дружба с В. В. Маяковским. Тогда же написана была В. Катаевым комедия «Квадратура круга» (1928), где писатель весело рассказал о комсомольцах, перестраивающих свои отношения, свой быт на новых началах.
В дни первых пятилеток писатель сразу уловил боевую атмосферу строек социализма. Здесь он нашел своего нового героя — рабочего-созидателя — и показал его в романе «Время, вперед!» (1932). Начиная работу над романом, писатель побывал на многих стройках — на Ростсельмаше, на Днепрестрое и у горы Магнитной на Урале, где вырастал металлургический гигант. В. Катаев увидел вновь революцию в наступлении. Поэтому так взволнованно, так лирично написан роман «Время, вперед!
«, рассказывающий, как воля коммунистов, воля трудовых людей меняла облик страны: «Все тронулось с места, все пошло». К концу 30-х годов уже ощутимо нависла над Советским Союзом угроза второй мировой войны. В. Катаев обратился к героико-патриотической теме, и его повесть «Я, сын трудового народа» (1938) прозвучала как присяга на верность родной земле. В дни Отечественной войны писатель — фронтовой корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда». Он становится свидетелем ряда крупных сражений — на Волоколамском направлении, под Ржевом, на Орловско-Курской дуге, под Яссами и др. Так рождается цикл военных новелл — «Флаг», «Виадук», «Новогодняя ночь», «Отче наш» и две повести — «Жена» (1943) и «Сын полка» (1945).
В суровые дни боев, в разгар жесточайших схваток с фашизмом солдаты одной из артиллерийских батарей находят огромный запас душевного тепла и нежности для маленького пастушонка Вани Солнцева, обездоленного войной. Сначала это проявляется в стремлении сберечь, защитить юную жизнь от гибели; затем возникает желание сделать ребенка счастливым, дать ему столько радости, сколько это возможно в обстановке тяжелых, непрекращающихся боев. И наконец, солдаты понимают, что их долг перед сыном полка — это воспитать его стойким, отважным сыном Родины. Повесть «Сын полка» была переведена на множество языков мира. Итальянская газета «Унита» отнесла героя этой повести к числу лучших персонажей мировой детской литературы. Основное место в творчестве Валентина Катаева занимает цикл романов, носящих общее название «Волны Черного моря».
В него входят четыре произведения, написанные в разные годы: «Белеет парус одинокий» (1936), «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960 — 1961) и «За власть Советов!» (1948 — 1951). Романы охватывают бурное сорокалетие, начатое революцией 1905 г. и завершенное победой над фашизмом в 1945 г. Все части эпопеи связаны воедино: их тема — непрерывно развивающаяся победоносная революция, место действия — Одесса ; герои — мужественные борцы за власть Советов.
К циклу романов о героической Одессе органично примыкает «парижская» повесть Валентина Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964), в которой художник обращается к истокам русской революции. Он рассказывает о пребывании Человека в Париже, о человекской партийной школе в Лонжюмо. Катаев как бы приоткрывает маленькую дверь в прошлое. Перед читателем предстают картины буржуазной Франции, а по улицам Парижа, в гуще народной толпы, ходит человек, с именем которого вскоре будет связан крутой поворот в истории человечества. Образ Человека предстает в книге как воплощение грядущей революции. Во второй половине шестидесятых годов В.
Катаевым написан цикл лирико-документальных повестей: «Святой колодец», «Трава забвения», «Кубик» а в 1972 г. — роман «Волшебный рог Оберона», в котором писатель, вновь возвращаясь к воспоминаниям детства, обрисовал ту среду демократической трудовой интеллигенции, «пролетариев в воротничках», к которой принадлежала его семья. В этом романе-воспоминаниях художник говорит о предощущении грядущей революции, об ожиданиях коренных перемен. Огромный жизненный опыт свидетеля и участника нашей героической эпохи, вдохновенный труд взыскательного художника — все это определяет творческую силу произведений В. П. Катаева. Жизнерадостность, лиризм и добрый юмор — характерные черты его книг.
В. П. Катаев по праву принадлежит к славной когорте зачинателей новой литературы, литературы, «овеянной октябрьскими бурями».
В. П. Катаев