В первый раз в пятый класс
Первый урок литературы в новом учебном году вызывает массу вопросов у каждого учителя, и это не секрет. Особенно трудно бывает перед первым уроком в 5-м классе. Незнакомые Дети, новый учитель, новый предмет…
Как же сделать этот урок ярким, запоминающимся? Как понравиться новым ученикам? Как найти с ними общий язык? Главное — как заинтересовать своим предметом?
Эти и многие другие вопросы встают перед учителем. Вот как отвечаю на них я.
В начале первого урока включаю фонограмму — стук поезда, на доске появляются нарисованные вагоны, в которых фотографии учащихся школы разных классов, в первом — моя фотография. Ребятам говорю следующие слова:
— Мы отправляемся в путешествие по великой стране под названием Литература. Мы посетим литературные станции разных стран от древности до наших дней, большую часть времени, конечно, посвятим изучению красоты слова своей Родины. Путь наш долгий — 5 лет , для тех, кому понравится путешествовать, он продлится еще два года .
Итак, все расселись по вагонам. У каждого из вас свое место. Я — проводник, я буду весь путь сопровождать вас и помогать вам постигать знания.
Но прежде, чтобы было удобно ехать пассажирам, давайте познакомимся друг с другом.
Начинается знакомство с детьми по следующему принципу: каждый называет свое имя и главную черту характера, которая начинается с той же буквы, что и имя. Например: Наталия Леонидовна. Н — настойчивая.
— Начальником нашего поезда является .
Затем беседуем с ребятами по разделам учебника следующим образом.
— В стране Литература очень много «станций, городов, сел».
На дом ребята получают задание: нарисовать карту путешествия нашего поезда по группам:
1-я группа — от мифологии до XVIII века;
2-я группа — карту по XIX веку;
3-я группа — карту по XX веку;
4-я группа — литературную карту «по странам мира».
На втором уроке, прежде чем приступить к работе по теме, ребята представляют свои карты, а потом, в течение года, мы ведем дневниковые записи от станции к станции.
В конце года мы вновь открываем карты, составленные на первом уроке года, условными значками отмечаем «станции», которые посетили, ребята представляют свои «Записи путешественника» в виде проекта, защищают их.
Образец одной из «Записей путешественника».
Станция «Фольклор»
I. Жанры фольклора .
II. Признаки волшебной сказки .
III. Практическая работа
1. Моя сказка .
2. Пословица — краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
3. Поговорка — это меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без вывода.
4. Закличка — обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.
5. Загадка .
6. Скороговорки .
В первый раз в пятый класс