В рассказе возвращение а. П. Платонова
«Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом». Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову — герою рассказа «Возвращение», написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить «от силы растущего сердца». Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.
Чем меня привлекло именно это произведение?
Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе. По словам В. Астафьева, «переболеть» этой темой русскому писателю нельзя.
Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, Роман Г. Владимова. Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан.
Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне «мирному» материалу — возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие «раны» нанесены семье и душе человека войной.
Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался «Семья Иванова». Сюжет рассказа — возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта.
Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько «возвращение к себе», утраченному четыре года назад. В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: «наступала уже холодная осенняя ночь», «в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час»… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата.
В «Возвращении» довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: «Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона», «чувствовал себя осиротевшим без армии», «хотел погулять еще немного на воле»… Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек.
Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с «Машей — дочерью пространщика», волосы которой «пахнут, как осенние павшие листья в лесу». Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что «выезжает домой без промедления», а он «выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток».
В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях.
Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что «этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось».
В рассказе возвращение а. П. Платонова