В. Шиловский
Тем, кто не знает кто такая Мария Арбатова я могу порекомендовать либо чаще смотреть телевизор, либо прочитать эту книгу. За второй совет мне, по крайней мере не стыдно. Книга по настоящему хороша.
После нее сказать про Арбатову: «она феминистка» — ужасный примитивизм. Автобиографический Роман — достаточно сложный для чтения жанр, точнее очень многие авторы умудряются сделать его таковым. Данный случай представляет приятное исключение. Энергичный ритм делает чтение книги похожим на поездку в хорошей спортивной машине по живописной местности: можешь вволю насладиться красотами окружающего мира и приезжаешь в пункт назначения не отсидев задницу. Повествование охватывает большой кусок новейшей Российской истории: предреволюционный и революционный период, расцвет социалистического общества, его упадок, перестройку и переход к рынку, на белые полосы для которого, похоже, скоро уйдет вся краска в стране.
История Маши Арбатовой богата чудовищным количеством роскошных подробностей, касающихся самых разных областей жизни, будь то общественной, культурной или вообще личной. Конечно, она красуется. Судя по книге, Мария из тех людей, что агрессивно осваивают жизненное пространство, увешивая все вокруг бирками и ярлыками. Слава Богу, ум и талант позволяют ей в большинстве случаев дать нужные определения правильным вещам. Но все-таки, нехватка времени приводит ее и к поспешным выводам, а так как дважды думать об одном и том же она, по видимому, не привыкла, ошибки неизбежны.
Особенно ярко это видно в ее отношении к людям. Арбатова очень часто дает им оценки, руководствуясь неточной, косвенной информацией. Надо ли говорить, что эти оценки далеки от лестных? Больше всего досталось в книге советской медицине и педагогической системе.
Досталось поделом. Дикость и абсурдность механических движений монструозной советской машины способно довести до белого каления самого непритязательного и разумного человека. Остается только удивляться, как Марии, с ее темпераментом, удавалось добиться побед над тупостью и хамством, не теряя при этом человеческого облика. В молодости Маша была хиппи.
На Арбате в семидесятых держала что-то вроде салона для андерграундной и авангардной публики . Воспоминания об этом периоде представляют повышенный интерес для любителей рассказов о первых любовных опытах юных и привлекательных девушек. Правда, в 18 Машиных лет она теряет интерес для таких гурманов, так как выходит замуж и рожает двойняшек. Но зато до замужества она успевает познакомиться с солидным количеством мужских типажей и достаточно близко подходит к определению «все мужики — козлы». Ну, у нее есть основания так считать: некоторых персонажей иначе не назовешь.
Наступает период поисков, возможностей для реализации планов и амбиций. Выясняется, что молодым на этом пути трудно. Молодым девушкам — еще труднее. Ибо пропускать их в искусство через постель кажется облеченным полномочиями мужчинам правильным и естественным. .
В многочисленные случаи посягательств на Машину честь верится сразу и безоговорочно: в книге собраны фотографии разных лет, демонстрирующие ее неувядающую красоту. Однако, ее претензии к мужчинам в целом кажутся довольно забавными: то ей не нравится, что они заглядываются на нее, то она дуется на их невосприимчивость, то хочет, чтобы они считали ее «своим мужиком», то обижается на них за то, что они не видят в ней женщину. В общем, их вина состоит в том, что они не обладают дарами телепатии и предвидения, необходимыми для того, чтобы разобраться в ее настроениях и желаниях. И тут в ход идут искры, рубильники, дуги и прочая энергетика, символизирующая, как всем известно, возникновение любовного пламени.
Интересно такое высказывание автора: «ты мужиком пользуешься как человеком, а он тобой — как телом». Фраза сказана с явственным возмущением. Я, однако, всю жизнь считал, что использовать человека как бы то ни было вообще нехорошо, а злоупотреблять такой возможностью, пусть она даже встречается на каждом шагу, просто нельзя. Арбатова использует людей часто и с удовольствием. Женщины, поверьте мне на слово, еще долго будут для нас, мужчин, непостижимыми и загадочными созданиями.
Советское искусство оказалось номенклатурным болотом с полным набором типичных обитателей этого экологического образования. Старшие душат младших, идеологически верные — идеологически неверных. Распределение жизненных благ занимает основную часть в умах творцов отечественной культуры.
Марии в этих условиях пришлось несладко. Молодая, красивая, но решительная и несговорчивая. Проигрышное сочетание.
Да еще пишет «гинекологические» пьесы. Куда уж дальше. Наблюдения за писательской и богемной средой Москвы и окрестностей убедительны до дрожи.
Великолепно подано, со вкусом растерзано. Параллельно с творческой, течет и личная жизнь Марии, не назвать которую насыщенной может только совсем зажравшийся человек. Список побед и достижений может и не делает ее олимпийским чеспионом, но на кандидата в мастера спорта она тянет.
Впрочем, тянет и волокет она во многом. С наступлением перестройки перед ней открылись новые перспективы, к которым она и устремилась со свойственным ей энтузиазмом. Он, правда, несколько поутих, когда она обнаружила, что на смену партийной номенклатуре пришла номенклатура демократическая, также не склонная к особым экспериментам в области степеней благонадежности и раскачиванию лодки.
Для раннего периода перемен Арбатова оказалась недостаточно эпатажной, а для позднего — недостаточно престижной. Все осталось тем же, у интеллигенции поменялись только хозяева. Да и самой Марии, вероятно, уже не удается повторять фразу «дорога в рай и дорога в ад в начале расходятся всего лишь на миллиметр» с прежним апломбом. Интересна политическая деятельность Арбатовой. Она участвовала в подготовке предвыборной программы президента и, похоже, принадлежала к тому небольшому числу людей, которые всерьез верили, что он может проиграть.
В его программу она вплела положения новообретенного ей феминизма, что, конечно, наряду со всем остальным не оказало никакого впечатления ни на него, ни на электорат. Сейчас Арбатова — сорокалетняя женщина, в меру счастливая и в меру несчастная, ценящая свою независимость, и пробующая на вкус словосочетание «социально успешная». Для кого-то она — телекумир, с которого делают жизнь, для кого-то оголтелая мужененавистница.
Для меня — несомненно талантливый писатель.
В. Шиловский