Василий Иванович Майков
Василий Иванович Майков родился в 1728 году в Ярославле. Будучи сыном помещика, он не получил законченного образования и, в отличие от значительного большинства дворянских писателей, не знал ни одного иностранного языка, хотя происходил из старинного дворянского рода. Как писатель он был близок Сумарокову сатирико-обличительными тенденциями своего творчества и вниманием к реалиям быта. Это особенно проявилось в баснях Майкова и его ирои-комических поэмах, хотя последние и знаменовали отход от классицизма.
Для своих басен, написанных в живой разговорной манере, подчас грубоватых и натуралистичных, Майков брал не только сюжеты из басен Эзопа, Федра, Лафонтена, но и мотивы из древнерусской литературы и русских народных сказок.
В 1766-1767 гг. были изданы «Нравоучительные басни и сказки» в двух частях. Как и Сумароков, Майков ополчается на невежественных и спесивых дворян, взяточников, подьячих и др. Однако дворянский либерализм Майкова и в этих баснях был весьма ограничен: сословное неравенство ему представлялось незыблемым. В свое время Майков, служивший в Семеновском полку с 19-летнего возраста и вышедший в отставку в 1761 г.
, приветствовал восшествие на престол Екатерины II, написав в ее честь ряд восторженных од. В 1767 г. он принимает деятельное участие в комиссии по составлению нового Уложения.
Майков пробует писать в разных жанрах: басни, похвальные оды и «философские» поэмы, трагедии, но особенно прославился он своими шуточными ирои-комическими поэмами «Игрок Ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх» . Во французской литературе различались два вида комических поэм: бюрлескная и ирои-комическая. Бюрлеск — шуточная поэма, в которой возвышенная тема излагается пародийно.
Родоначальником бюрлескной поэмы был французский поэт XVII в. Скаррон, рассказавший в «Переодетом Вергилии» о похождениях Энея в «низких» бытовых тонах . Вслед за Скарроном появилось много таких перелицованных поэм.
Возмущенный скарроновской поэмой, снижавшей высокие мотивы классической поэзии, Буало предложил новый тип поэмы, в которой, напротив, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи. Примером такой классической поэмы Буало явилась поэма «Налой» . Сумароков в своем «Письме о стихотворстве» узаконивает оба типа комических поэм.
Эти оба типа поэмы объединил, и в этом было его новаторство, Майков в своей поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх» .
Однако раньше он написал ирои-комическую поэму «Игрок Ломбера» , в которой вслед за Буало рассказал в пародийно-торжественных тонах о похождениях картежника высоким слогом героической поэмы. «Игрок Ломбера» имел большой успех, тем более что в нем затрагивалась одна из злободневных тем в жизни русского общества — карточная игра, ставшая серьезным злом, разорявшим дворянские семьи. Поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» Однако истинный успех принес Василию Майкову «Елисей» — поэма, в которой сочеталось несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого.
В парадоксальном переплетении жанровых канонов ирои-комической и бюрлескной поэм и заключалась сущность комизма. Завязкой живой, яркой поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» служит повышение цен на водку откупщиками. Факт этот имел место в действительности, и Майков вслед за Сумароковым выступает противником системы откупов, которая обогащала отдельных лиц ценой разорения широких народных масс.
Бог вина Вакх рассердился на откупщиков за то, что они подняли цены на вино и пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елесю, которого и выбирает орудием мести.
В шутливо-иронической манере рассказывает Майков о похождениях пьяницы и драчуна Елеси. «Детина взрачный, картежник, пьяница, буян, боец кулачный» разоряет погреба откупщиков, бесчинствует, скандалит до той поры, пока Зевс, собрав совет богов, не решает отдать его в солдаты. В поэме купцы, откупщики, сапожники, портные, крестьяне, женщины вольного поведения, воры действуют вместе, с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах. Боги занимаются в поэме обыденными делами:
Василий Иванович Майков