«Вечер» анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Вечер» было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике «Жемчуга», изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от Анны Ахматовой, к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилева и Ахматовой, которые все-таки поженились в 1910 г., были непростыми.
Литературное направление и жанр
Стихотворение построено на символическом значении вечера, ночи. К поэтике символизма можно отнести и общее пессимистическое настроение стихотворения. Сборник «Жемчуга» посвящен наставнику Гумилева, символисту Брюсову.
Названия разделов сборника тоже имеют символический подтекст: «Жемчуг черный», «Жемчуг серый», «Жемчуг розовый». «Вечер», отражающий сумеречное состояние героя, помещен в раздел «Жемчуг серый».
По жанру это элегия, созерцание природы наводит на мысль о тщетности существования.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трех строф, на протяжении которых происходит постепенный переход от дня к ночи, от душевной смуты к давно оплаканному счастью. Произведение строится на антитезах день — ночь, печаль — счастье, действительность — обетованная страна.
Тема стихотворения — поиск счастья, которое лирический герой в силу юношеского восприятия считает давно утраченным.
Основная мысль раскрывается в символических образах. Счастье призрачно, достичь его можно разве что во сне. Но каждый прожитый день приближает лирического героя к счастью и дает надежду.
Тропы и образы
В первой части стихотворения Гумилев рисует образы в основном эпитетами. Повторение эпитетов ненужный — усиливает антитезу со словом великолепный. Таким образом, день амбивалентен, характеризуется двойственно. Остальные эпитеты относятся к явлениям, осмысленным положительно или отрицательно.
Смутная душа, зловещие птицы — ласкающая тень, жемчужная риза, обетованная страна. Группа отрицательных эпитетов связана с внутренним миром лирического героя, положительные — с ночью как символом отдохновения.
Такое символическое значение ночи свойственно больше восточным народам, чем славянским, у которых ночь связана с темными, злыми делами. В жарких странах именно ночь становится временем оживления, освобождения, представляется в мифологии девочкой или девушкой. Гумилев, в будущем известный путешественник, неисправимый романтик, немало знал о таких ассоциациях и использовал их в своем стихотворении.
Все стихотворение строится на олицетворении ночи, к которой дважды обращается лирический герой. В первой строфе она не названа, Гумилев использует загадку на основе метафоры. Ночь — это ласкающая тень в жемчужной ризе. Слово тень наводит на мысль о темноте, ночи, жемчужная риза — метафора звездного неба.
Эпитет ласкающая отражает и смутное желание счастья и любви, и надежду.
Обращение к ночи во второй строфе — это уже не призыв, а разговор с глазу на глаз. Образ ночи соединяет в себе образ христианской и древнегреческой богини. Этого Гумилев достигает, соединив христианское одеяние святых и сандалии, характерные для античных богинь.
Таким образом, повелительница ночь соединяет в себе образ Богородицы и древнегреческой богини Ники , на что намекает победный шаг сандалий .
Победа ночи для лирического героя заключается в том, что она прогоняет его печали, представленные в виден зловещих птиц .
Эмоциональному возбуждению героя во второй строфе противопоставлено его умиротворенное состояние в третьей, что выражено метафорой «от звезд слетает тишина». Дополняет пейзаж бессоюзное сравнение, в котором блеск луны кажется похожим на запястье ночи с надетым на него золотым или серебряным браслетом.
Последние три строки указывают на причину умиротворенности героя: ночь принесла сон, который, в свою очередь, переносит лирического героя в обетованную страну счастья. Лирический герой сравнивает сон со страной давно утраченного счастья. То ли он был когда-то счастлив, но это время прошло, то ли он надеется на возвращение былого счастья, которое ему обещано .
Состояние счастья тоже двойственно, в нем самом заключена вторая сторона — горе, плач. Гумилев строит стихотворение симметрично, начинает и заканчивает его амбивалентными образами великолепного ненужного дня и давно оплаканного счастья.
Старославянизмы не только нужны для создания образа богини-ночи, но и подчеркивают общий возвышенный настрой стихотворения.
Размер и рифмовка
В стихотворении «Вечер» Гумилев особенно внимателен к форме. Каждая строфа состоит из 5 строк со сложной системой рифмовки аБааБ с преобладанием мужской рифмы.
Стихотворение написано традиционным четырехстопным ямбом, в котором много пиррихиев. Великолепные длинные слова как будто не умещаются в отведенный им размер.
«Вечер» анализ стихотворения Гумилева